Среда, 28 июня 2017 года

3 июня — Великорецкий крестный ход: история Великорецкого крестного хода, программа и маршрут

wpid-wpid-VKH-4.jpg

Религиозная практика православной христианской церкви основана на достаточном количестве обрядов и таинств. Это и Божественная литургия, и панихиды, и Крещение, и Венчание, и соборование, и елеопомазание — всего не перечислишь, информирует r. Особое место в этом изобилии занимают крестные ходы. Их, как правило, приурочивают к тому или иному большому празднику либо инициируют в честь почитаемой верующими иконы. Последнее относится напрямую к Великорецкому крестному ходу, организуемому ежегодно в первых числах лета, а именно 3 июня, как дань памяти о величайшем событии Вятской земли: явлении Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца. Это одно из крупнейших мероприятий подобного толка, неумолимо пополняющее свои ряды паломниками со всего мира.

Начало важный в церковной жизни обряд, наделенный глубоким религиозным и философским смыслом, берет в XV веке, у самых истоков последнего. Его на первых порах совершали вплавь, на лодках по двум рекам: Великой и Вятке. Происходило данное событие обычно в первое воскресение после праздника 22 мая - Дня перенесения святых мощей Святителя Николая Чудотворца в Бар-град. Спустя десятилетия, во второй половине упомянутого выше столетия указанная дата изменилась по благословению епископа Вятского Александра на 24/6 июня. По суше паломники во главе со священнослужителями стали передвигаться в рамках Великорецкого крестного хода уже в XVI веке.

Разработанный в 1778 году маршрут актуален и сегодня. Кстати, изменить древним традициям церковь заставила опасность, исходящая от языческих племен, обитавших в то время в Вятском крае и совершавших набеги, пользуясь речным путем — подавляющее большинство людей тогда преимущественно перемещались именно посредством рек. Теперь и поныне сухопутный маршрут таков: Вятка (Киров) — река Великая (с.Великорецкое) — Вятка (Киров).

Конечный пункт Великорецкого крестного хода — место явления чудотворного образа святителя Николая Мирликийского. Паломники заходили в деревни, встававшие на их дороге, священники проводили в этих населенных пунктах молебны. Можно назвать несколько таких старинных сел: Монастырское, Бобино, Горохово, Филейское, Медяны. Жители деревень всегда испытывали благоговейный трепет и искреннюю радость, как только крестный ход проходил через их местность. Эти простые люди относились к участникам религиозного мероприятия как к самоотверженным подвижникам. То и вправду был и есть настоящий «подвиг молитвенного делания»: шутка ли преодолеть на своих двоих расстояние в150 км, при этом ночевать под открытым небом, в обществе нестерпимого зноя и мошкары!

С течением времени крестный ход превратился в традицию. О нем в XIX веке упоминали в литературных произведениях писатели, совершенно справедливо считающиеся сегодня классиками. К примеру, М.Е. Салтыков-Щедрин включил описание Великорецкого крестного хода в свой рассказ под названием «Общая картина». С наступлением же ХХ столетия шествие паломников и священнослужителей с хоругвями, образами и крестами обзавелось военным оркестром. Музыка, исполняемая им, причудливо сливалась со звуками церковных песнопений. В Великорецком крестном ходе на тот момент принимали участие люди разных сословий. Тут можно было заметить и чиновников, и гимназистов, и военных, и обычных горожан, и представителей крестьянского народа.

Великорецкий крестный ход: Советский период

Великая Октябрьская революция внесла кардинальные изменения в само существование Великорецкого Крестного хода. Декрет новоиспеченного правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, а точнее — специальная инструкция, прилагаемая к этому документу, гласила следующее: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». Надо сказать, данное указание практически никак не сказалось на проведении Великорецкого крестного хода в первые годы, однако потом все усугубилось.

В 20-е гг. прошлого столетия большевики захватили кафедральный собор и чудотворный Великорецкий образ святителя Николая. Спустя около десяти лет икона и вовсе исчезла, что явилось причиной прекращения практики одноименного крестного хода. Однако верующих это не остановило — именно в тот момент активизировалось паломническое движение и люди самостоятельно шли к месту явления чудотворного образа с образками святителя Николая в руках. Советскому правительству сие, разумеется, пришлось не по нраву. Начались полноценные, масштабные гонения на Церковь. Множество паломников были арестованы и даже погибали за веру.

В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Притеснение православных христиан временно остановилось, верующие же продолжали оставаться преданными традиции ежегодного шествия к месту явления чудесного образа святителя Николая. С приходом к власти в СССР Хрущева страну накрыла новая волна жестоких репрессий и гонений на религиозной почве. Последовали массовые закрытия храмов, а в 1959 году был обнародован официальный запрет совершения паломничества на реку Великую. Верующих буквально ловили в лесах и отвозили подальше от места явления иконы. Но и это не сломило дух и желание продолжать шествие в святую землю православных христиан: они тайно пробирались по тропам по нескольку человек в группах, а то и по одиночке.

Возрождение традиции Великорецкого крестного хода

Переломным моментом в отношениях советской власти и церкви стал 1989 год. Тогда же архиепископ Хрисанф, назначенный на Кировскую кафедру в апреле 1978 года, попросил большевиков снять запрет на проведение Великорецкого крестного хода, и получил положительный ответ правительства, но лишь частичный. Было разрешено организовывать богослужение на реке Великой, само же шествие предложили осуществлять не по привычному маршруту, а от села Чудинова, что находится в семи км от села Великорецкого. Архиепископ согласился, ведь иного выбора не оказалось.

В организации первого после большого перерыва крестного хода ему помогал секретарь епархии — протоиерей Александр Могилев. Именно он выступил с идеей проведения литургии 6 июня прямо на реке Великой в так называемом походном храме. Что удивительно, эта инициатива была не просто одобрена владыкой, но стала традиционной практикой, действующей и поныне.

Вынужденно измененный маршрут Великорецкого крестного хода просуществовал до 1992 года. После в свои права вступил исторически сложившийся сухопутный путь шествия. Уже в XXI веке, наконец, преобразилось село Великорецкое — колыбель чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, ради явления которой и организуют крупнейший в России крестный ход. В 2005 году здесь открыли Николо-Великорецкий мужской монастырь.

Наместником обители стал игумен Тихон (Меркушев), десять лет возглавлявший благодатное шествие паломников. После началось восстановление разрушенных в советское время православных храмов, налаживание церковного в селе быта, продолжающееся и в наши дни.

Программа и маршрут Великорецкого крестного хода

Программа и маршрут крестного хода одни и те-же из года в год. Могут быть незначительные изменения в программе и маршруте. О чем сообщается на сайте Вятской епархии. Так что при отсутствии нового расписания, всегда можно ориентироваться по старому.

Уже известно, что в этом году паломники пройдут по новому пути в городе Киров. 3 июня в связи с началом Великорецкого крестного хода будет временно ограничено движение по ряду улиц Кирова, сообщили в горадминистрации.

Колонна паломников выдвинется в 11:00 от Свято-Успенского кафедрального собора Трифонова монастыря и отправится по улицам Горбачёва – Ленина – Профсоюзной (Старый мост) – Макарье (Троицкий монастырь) – Павла Корчагина – Семашко – Искра – Боровая – Центральная, далее по маршруту крестного хода.

Во время шествия движение транспорта по указанным улицам будет остановлено.

ПРОГРАММА ВЕЛИКОРЕЦКОГО КРЕСТНОГО ХОДА НА 2017 ГОД

3 июня. Троицкая родительская суббота

7.00 Панихида в Успенском кафедральном соборе.

8.00 — Божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Кирова. Возглавляет Литургию митрополит Вятский и Слободской Марк.

10.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова.

11.00 — Начало Крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря

12.30 — Встреча Крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова.

14.00 — Выход крестного хода из Троицкой церкви.

18.30 — Встреча Крестного хода в с. Бобино. Всенощное бдение.

4 июня. Воскресенье. Праздник Святой Троицы.

3.00 — Выход Крестного хода из с. Бобино.

9.30 — Встреча Крестного хода в с. Загарье. Божественная литургия. Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.

12.30 — Выход Крестного хода из с. Загарье.

20.00 — Встреча Крестного хода в с. Монастырское.

5 июня. понедельник. День Святого Духа.

3.00 – Выход Крестного хода из с. Монастырское.

9.00 — Прибытие Крестного хода в с. Горохово. Божественная литургия.

12.00 — Выход Крестного хода из с. Горохово.

16.30-17.00 — Отправление автобусов от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

18.00 — Встреча Крестного хода в Великорецком Подворье (с. Великорецкое). Молебен святителю Николаю Чудотворцу у Никольского храма.

18.30 — Всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь.

18.30 — Всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь.

19.00; 20.00; 21.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня. Вторник. День празднования явления иконы святителя Николая на реке Великой

1.00 – Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

3.00 — Ранняя Божественная литургия в Никольском храме.

5.00 — Ранняя Божественная литургия в Преображенском храме.

5.30 – Средняя Божественная литургия на берегу реки Великой.

6.00 до 8.00 — Отправление автобусов с паломниками от Серафимовского собора г. Киров в с. Великорецкое.

9.30- Поздняя Божественная литургия на берегу реки Великой. Возглавляет Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

13.00 — Крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой.

14.00 — Перенесение иконы с берега реки Великой в Никольский храм (с. Великорецкое)

14.00 – 17.00 молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.

17.00 – 18.30 — Вечернее богослужение в Никольском храме. После вечернего богослужения перенос иконы св. Николая в Преображенский храм.

9.00 – 19.00 — Отправление автобусов с паломниками из села Великорецкое в г. Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня. Среда

1.00 — Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Преображенском храме Великорецкого Подворья.

2.00 — Выход Крестного хода из с. Великорецкое.

14.00 — Встреча Крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

17.00 – Выход Крестного хода из с. Медяны.

19.00 — Встреча Крестного хода в пос. Мурыгино.

8 июня. Четверг

3.00 — Выход Крестного хода из пос. Мурыгино.

4.00 — Встреча Крестного хода в пос. Гирсово. Молебен святителю Николаю.

13.00 — Встреча Крестного хода в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу. Водосвятие.

14.30 — выход Крестного хода из храма.

16.30 — Встреча Крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

18.00 — Окончание Крестного хода.

0 комментариев