Воскресенье, 26 сентября 2021 года

Журналисты выяснили как «фабрика троллей» из Санкт-Петербурга пыталась влиять на исход выборов президента США

Через сообщества петербургского «Агентства интернет-исследований», также известного как «фабрика троллей», в США были организованы около 40 митингов и протестных акций в 2016-2017 годах. Об этом говорится во внутренней статистики «фабрики троллей».

За последние два года в США прошло около десяти мероприятий под эгидой движения BlackMattersUS (название отсылает к движению, выступающему за права темнокожих, Black Live Matter, но не имеет с ним ничего общего), сообщил собеседник РБК, знакомый с деятельностью «фабрики». Сотрудник «фабрики» и экс-работник «американского отдела» заявили, что участники акций не знали, что их организуют «тролли». Информация о части акций ранее попадала в расследования англоязычных СМИ. В августе прошлого года движение Being Patriotic через Facebook пригласило на акцию в поддержку президента США Дональда Трампа жителей 17 городов Флориды.

Ежемесячно «фабрика» тратила около 200 тысяч рублей на оплату работы местных организаторов акций, перелеты, расходы на полиграфию и технику. За два года агентство могло потратить пять миллионов рублей.

 На продвижение в соцсетях агентство тратило около 260 тысяч рублей каждый месяц. Около половины бюджета уходило на публикации о расовых проблемах, меньшая часть тратилась на политические сообщения. С июня 2015 года по май 2017 года «фабрика» потратила не менее ста тысяч долларов на продвижение около 3,3 тысячи политических объявлений, нацеленных на американских избирателей.

Американские корпорации — Facebook, Twitter, Google — сотрудничают с властями, разыскивая следы «троллей» на своих площадках. Западные СМИ — The Wall Street Journal, The New York Times, CNN, The Daily Beast и др. — почти ежедневно публикуют новые факты о возможном российском вмешательстве в президентскую кампанию: находят новые сообщества, работавшие до и после выборов, связанные с ними объявления и мероприятия. В основу статей ложатся даже отдельные иллюстрации и видео, связанные с заблокированными сообществами.

Журнал провел свое расследование: нам удалось найти и подтвердить причастность сотрудников с Савушкина минимум к 120 сообществам и тематическим аккаунтам, проанализировать их содержание и посчитать совокупные расходы на кампанию. Соизмерим ли масштаб работы «фабрики троллей» за рубежом с вызванным в США ажиотажем вокруг этой истории?