Пятница, 29 марта 2024 года

Эксперт оценил шансы Меркель остаться канцлером Германии‍

Меркель, как она сама говорила раньше, не хочет ни новой избирательной кампании, ни кабинета меньшинства. Однако что-то из этих двух зол ей все же предпочесть придется. В противном случае это сделает кто-то другой.

Все плохо. В Германии власть на три не делится. А посему могли немцы получить один прецедент – тройственную коалицию, а теперь, куда ни глянь:  такого в их истории еще не бывало. Либо правительство меньшинства, либо перевыборы, которые никогда не объявлялись так скоро. И не то напрягает, что неизведанность. А то, что страна безо всякой войны утратила свои главные козыри: основательность и методичность. А без них любая неизведанность напрягает. Когда такое было, чтобы канцлер вслух признавался, что «дальнейшего плана действий нет». Меркель это сказала.

Потом спохватилась, мол, продолжит «нести ответственность за Германию». Но тут-то и возник вопрос, каким образом, если она даже «Ямайку» подчинить себе не смогла. А ФРГ – это все-таки 82 миллиона человек. 15 часов обсуждений в ночь на пятницу. Затем еще 12 в воскресенье. Пустое. Более сотни разногласий, подытожили СМИ. Возможно, сильно округлили. Но расхождения были. И непреодолимые. «Зеленые», например, ни за что не соглашались ограничить миграцию и настаивали на принципе воссоединения семей беженцев. Однако это – дело не принципов, а настроения. Никакого пиетета перед «мутти». Ни от них, ни от Свободных демократов.

«Лучше вовсе не править, чем править неправильно», – видимо, отдав все силы борьбе за собственные интересы, уже не слишком сопротивлялся тавтологии лидер СвДП Кристиан Линднер. Он вышел из процесса первым. За ним подались и «Зеленые». В отличие от своих несостоявшихся партнеров Меркель могла ждать компромисса бесконечно. Законодательство не ограничивает продолжительность коалиционных переговоров. В 1976 они длились 73 дня. А сейчас всего-то четыре недели. Но даже ее «ангельского» терпения не хватило. В смысле, его одного оказалось недостаточно. 

И не сказать, чтобы их терпение лопнуло. Они просто поняли, что их водят за нос. Ведь все это время она продолжает руководить. Пусть и в качестве и.о. Оно и сейчас сохраняется. Но количество его дней уже регламентировано. Президент теперь должен предложить бундестагу избрать канцлера простым большинством. Если сразу не удастся, депутаты получат еще 14 дней. Если и потом мимо – новый тур. Снова осечка – и глава государства в течение недели либо сам назначит председателя правительства, либо распустит парламент. Если все пойдет по этой схеме, то перевыборы возможны уже в феврале.

Лидер либеральной Свободной демократической партии Германии Кристиан Линднер, по мнению Белова, заявил о выходе из переговоров, так как не хотел потерять свой электорат, как это уже случилось с его предшественником Гидо Вестервелле. Вестервелле после коалиции с Меркель вообще не смог попасть в парламент в 2013 г. Линднер, поняв, как будут складываться коалиционные переговоры, эстраполировал это не только на договор и распределение портфелей, но и заглянул на два года вперед: примерно к этому времени коалиции предрекали развал из-за множества противоречий, полагает эксперт.

По сути, это такой политический эгоизм — свою партию он поставил выше общих интересов, но он вполне может оказаться на коне в правительстве меньшинства, говорит Белов.

В понедельник стало известно о провале длившихся месяц переговоров о создании в бундестаге коалиции большинства, необходимой для переизбрания Ангелы Меркель на пост канцлера. Линднер заявил, что «лучше не править, чем править неправильно».

Христианско-демократический союз (ХДС) Меркель планировал создать коалицию в парламенте с либеральной Свободной демократической партией и партией «Зеленые». Для демократов и «Зеленых» это шанс получить министерские посты.