Пятница, 26 апреля 2024 года

Курс гривны выглядит совершенно неуправляемым и отдан во власть спекулянтов

Произошедшее после обвального падения некоторое укрепление гривны, дало повод Нацбанку Украины отменить фактический запрет на валютные операции. Теперь банкам возобновлено разрешение покупать инвалюту по поручениям клиентов. До того момента можно было говорить о временном возврате Украины к «славным» временам позднего СССР с черным рынком валюты при отсутствии легальных валютных операций.

Теперь, наряду с открытием межбанковских расчетов есть вероятность, что остатки валюты начнут стремительно убегать со ставшей опасной территории, что вызовет или новые запреты или гонкой регулятора за падающим курсом. Запреты нереальны, поскольку власти фактически вмешались в работу ЦБ, а его глава попал под уголовное преследование. Чрезмерное обесценивание гривны не менее опасно, поскольку делает бессмысленными все расчеты по монетарной политике, постоянно перерасчитываемые из-за инфляции, вот-вот примерящей приставку «гипер».

В такой трагической ситуации, остается только грустно шутить, что и сделал украинский журналист Анатолий Шарий, нарисовав поверх динамики курса гривны некоего «курсозавра». Очевидный подтекст – не грозит ли гривне смерть как свободно конвертируемой валюте, поскольку скоро иного выхода, как полностью ограничить движение капитала не будет. 

Впрочем, показательно гонять валютных спекулянтов власти не решаются, нет уверенности, что решаться в дальнейшем. Следовательно, остается печатать гривну, с вытекающими гиперинфляционными последствиями.

В принципе рациональное поведение монетарных властей – рынком «отвечается» иррациональной паникой. Рынок уже запустил гиперинфляционные ожидания, понимая, что резервов у властей нет никаких, международная помощь пойдет на оплату уже набранных долгов, а доходная база государства продолжает сокращение. Паника, что хуже всего, уже перекинулась на рынок физического золота, выросшего в цене вдвое и на товарный рынок, и, местами, даже на рынок продовольственный. И, тут уже населению совсем не до шуток про вот-вот отбросящего конечности «курсозавра».