Пятница, 26 апреля 2024 года

Контрольный «рейтинговый» выстрел в российскую экономику – что дальше?

Решение Moody’s о понижении суверенного рейтинга РФ, при всей ожидаемости, не стало менее неприятным. 

Теперь, по правилам подавляющего большинства инвестиционных объединений, инвестирование в российские бумаги связано с спекулятивным риском, часть из инвесторов с консервативными правилами – должна от них избавиться. Комментаторы утверждают, что в основном это уже произошло, забывая факт, что истончившемуся фондовому рынку России может с лихвой хватить и оставшейся малой части.

И, даже если все обойдется, актуален вопрос — что дальше?  

Правительство РФ может обвинять агентство в предвзятости, сыпать цифрами и фактами. Это ничего не меняет – рынку надо предъявить нечто более убедительное. Агентство поясняет снижение рейтинга целым рядом факторов, вокруг которых надо формулировать «обратную доказательную базу».

— Политические риски, наподобие дальнейшего усиления санкций остаются в силе, и тут от России почти ничего (кроме унизительной капитуляции, на которую власти пока не собираются) не зависит.

— Шок от падения цен на нефть признан реальной опасностью. Необходимо показать, что последствия этого шока экономика выдержала. Если конкретнее – то необходимо не допустить падения ВВП 8,5% в 2015–2016 годах и чистого оттока капитала в $400 млрд. Тут уже многое зависит от действий правительства – набор мер у него должен быть. Например, импортозамещение не как средство траты резервов, а развитие реального производства, ввода новых услуг не как поборов с населения а чего-то рыночно интересного. Рыночно интересным должно быть и привлечение капитала, тогда ему будет меньше смысла бежать за рубеж. Наконец, действия властей должны быть все более предсказуемыми – заранее анонсированные планы должны стать правилом не для бизнеса, а в первую и главную очередь – для самого государства. Наконец, необходимы успехи на рынке внутренних заимствований – это покажет зарубежному инвестиционному капиталу серьезность намерений.

Очевидно, что повышении рейтингов в обозримой перспективе России не грозит. Но замедлением процесса снижения заняться стоит. Низкий уровень долга и отсутствие необходимости внешних суверенных заимствований как опора, далее жесткая бюджетная дисциплина, и налоговая стабильность, прекращение истеричной национализации – дадут основания показать рынку предвзятость агентств намного более, чем сотни заявлений