Пятница, 26 апреля 2024 года

Снизит ли Россия добычу нефти?

Падение цен на нефть при отказе ОПЕК снижать квоты означает ценовую войну на истощение. При этом, актуальным для экспортеров встал вопрос отпадания наименее рентабельных проектов или вынужденное сокращение добычи, или ее форсированное наращивание с целью вытеснения конкурентов с рынка.

Россия, лишившаяся из-за санкций технической поддержки компаний — мировых лидеров и финансовых ресурсов на расширение нефтедобычи, оказалась в сложной ситуации. Поскольку согласованно сокращать добычу ОПЕК отказалась, для расширения добычи нет технических и финансовых ресурсов, приходится добычу сокращать.

В медийном пространстве уже появились оценки предполагаемого сокращения, которое составит  200-300 тыс. баррелей в сутки, что считается относительно безболезненным. Снижение предполагается за счет разрабатываемых месторождений Западной Сибири и переноса сроков запуска в Восточной Сибири. Во всех случаях необходимо четкое понимание истинной, технической, а не финансовой безболезненности изменения планов. Собственно само сокращение, не за счет отсрочки не начатых проектов, а «резания по живому», вызывает определенные сомнения.

Аксиомой любого рынка является недопустимость игры против тренда. Существующий – определяется ценовой войной на рынке нефти и заключается в наращивании производства и экспорта с целью уменьшения рыночной доли конкурента. В таких условиях, сокращение собственной добычи есть уступка и проявление слабости. Во-первых, сокращение объемов в условиях ценовой войны отдает свою долю рынка конкурентам. Во-вторых, поддержание цен, обеспечивает рентабельность сланцевой добычи «вероятным противником». Впрочем, если принять на веру, что рентабельность восточно-сибирских находится на уровне, близком к $70-80 за баррель, то приходится признать вынужденность сокращения.