Пятница, 26 апреля 2024 года

Продуктовые сети РФ: выживание собственное и «выживание» мелких конкурентов

Обозреватели отмечают, что крупнейшие российские продовольственные ритейлеры — «Магнит», X5 Retail Group и O’Key Group не понесли потерь от продовольственного эмбарго России. Основная причина – рост цен и маневр в части ассортимента. Fitch Ratings отмечает, что основные проблемы начнут более явственно проявляться с начала 2015 г., при этом борьба за выживание грозит, в большей степени мелким конкурентам продовольственных гигантов.

Сектор продаж продовольствия, указывается в докладе агентства, продолжает расти хорошими темпами роста сопоставимых продаж (like-for like), продуктовые санкции на этом показателе ни отразились. Сети сумели с высокой степенью оперативности осуществить замену запрещенных товаров продуктами из других стран, при этом не отмечено заметного сужения ассортимента.

Рост цен на продукты питания и падение платежеспособного спроса  вынудит потребителей смещать покупки к ценовым минимумам. Кроме того, настроение покупателей будет сдержано-пессимистическое. Тем не менее, повышение цен в среднесрочной перспективе обеспечит рост среднего чека и выручки. Все это не должно привести к уменьшению показателей операционной маржи, поскольку все издержки переложены на покупателя. При этом, колебания пессимизма покупателей в большей степени ударят по мелким сетям, имеющим меньший запас прочности и не могущим ничего противопоставить ценам на грани демпинга.

У крупных игроков намного более сильные позиции на переговорах с поставщиками и транспортниками, лучшая логистика и возможности скоординированной игры с ценами. Точно также у них более выгодные предложения по кредитованию и возможности расширения бизнеса.

С учетом сказанного, будет наблюдаться вытеснение с рынка мелких торговых компаний, увеличение доли крупных сетей на рынке. Кроме того, в более выгодном положении окажутся  ритейлеры, работающие в формате «магазин у дома», и дискаунтеры. На рынке также  возможны процессы консолидации, не оставляющие большинству несетевых магазинов ни одного шанса на выживание.