Пятница, 22 ноября 2024 года

Зоомагазины – очередная жертва российского кризиса

Финансовый кризис вполне ожидаемо ударил по «младшим братьям» россиян. Продажи в некоторых из зоомагазинов сократились на 50%-70%, а половина  магазинов могут закрыться уже весной. Россиянам стало не до того – что купила бы их киска. Конечно, далеко не все еще начали экономить на продуктах питания, но предметы баловства животных, всяческие игрушки, ошейники и расчески – упали в продаже кратно. Существенно меньше стали покупать изрядно подорожавшие импортные корма. При этом, стоимость оптовых поставок возросла на 40-80%, при росте розничных цен на 10%-20%. Пока это не чрезмерно помогает – розничные покупки падают. Кстати, очень интересно, рискнет ли кто из отечественных бизнесменов составить импортозамещение заграничным кормам. Теоретически, такие возможности есть у части отечественных агрохолдингов, в реальности все существенно сложнее. На часть продукции уже есть отечественные аналоги – но вывод их из тени мощных импортных компаний, задача и дорогая и сложная. При этом, универсальная денежная затычка от государства в виде субсидий импортозамещению, скорее вредна, прежде всего из-за низкой квалификации таковых субсидий – не тем, кому надо, не столько, сколько надо и не тогда, когда надо. Вместо спецов бизнеса, государство  выращивает спецов по выпрашиванию подачек. К тому же, спрос объективно падает не только на товары содержания домашних питомцев. Сильные коррективы испытали и планы россиян на покупку домашних животных. Питомники и клубы отмечают кратное падение спроса на собак. То же самое относится к кошкам, хомячкам и птичкам. Нет статистики по экзотическим животным, но тут, скорее всего ничего не изменилось – пир во время чумы никто не отменял.