В случае, если внутри машины регулярно будет повышенная влажность воздуха, избытки могут превращаться в конденсат в укромных местах, например, под обивкой крыши. Столкнувшись с такой проблемой, водители в первую очередь подозревают, что причина кроется в негерметичности салона, однако дело может быть в другом.
Когда на улице долгое время стоят морозы, под обивками кузова, условно говоря, может намерзнуть стакан воды. С потеплением лёд начинает таять, из-за чего из-под панели крыши, плафонов освещения или стыков над лобовым стеклом начинает вытекать вода. При избытке влаги в салоне эксперты советуют не злоупотреблять использованием кнопки рециркуляции.
Помимо этого, опасность кроется и в кратковременных поездках, особенно когда в небольшой машине едут несколько человек. Избежать проблем поможет проветривание салона перед парковкой, особенно важно это делать после посещения автомойки. В переменчивую погоду, когда днём плюсовая температура воздуха, а ночью – мороз, специалисты советуют пользоваться кондиционером. Также не следует забывать чистить коврики от льда и снега.
Атмосферный воздух содержит влагу. Плюс к этому вода попадает в салон непосредственно, например, в виде снега на обуви или после мойки. Наконец, водяным паром богато человеческое дыхание, особенно после праздников (но не только).
В замкнутой системе, вроде салона автомобиля, понижение температуры увеличивает влажность. Поэтому, например, влага хорошо конденсируется на стеклах: локальное понижение температуры провоцирует выпадение «росы». Точно также запотевают очки, если зайти с мороза в теплое помещение.
Само по себе запотевание стекол в морозы вполне естественно, но когда влага начинает накапливаться — это признак либо неисправности, либо неправильной эксплуатации.
Например, чересчур фанатичное пользование кнопкой рециркуляции. Ее можно включать, если впереди чадит грузовик или двигатель еще прогревается. Но если вы предпочитаете ездить с рециркуляцией, а чтобы не запотевали стекла — направлять на них струю воздуха, то знайте, что избыточная влага, скорее всего, найдет холодную поверхность и будет намерзать на ней.
Проблемы с вентиляцией, вроде забитого салонного фильтра, могут создать эффект рециркуляции, пусть в меньшем масштабе.
Кратковременные поездки также коварны: вы садитесь в салон, повышаете влажность дыханием, но не даете машине как следует проветриться. Проблема тем более актуальна, если вы перевозите несколько человек в салоне небольшого автомобиля.
Ваш лучший друг — это зимний воздух. При его нагревании до комнатных температур он становится очень сухим, например, если летом в квартире влажность колеблется в диапазоне 50−80%, зимой — 10−30%. То же самое происходит в автомобиле: подогретый до 20 градусов воздух несет минимум влаги — почти вся атмосферная вода уже лежит в виде снега.
Если естественных резервов системы вентиляции не хватает, проветривайте салон дополнительно, особенно перед постановкой на стоянку. Некоторые проезжают последние метры с открытым окном, включив на полную мощность «печку», другие дают машине постоять с открытыми окнами некоторое время, чтобы заместить влажный теплый воздух сухим морозным.
Обязательно проветривайте автомобиль после моек — в том числе, чтобы на утро не примерзли уплотнители и замки. Например, выехав с мойки, откройте все двери, чтобы выпустить влажный воздух, затем поездите на автомобиле до полного прогрева с включенной вентиляцией, а перед постановкой на стоянку снова откройте двери.
Зимой можно и нужно пользоваться кондиционером. Правда, у многих машин он перестает охлаждать воздух, если атмосферная температура снижается до некого критического уровня, но морозный воздух сухой сам по себе. Как минимум, кондиционер полезен в переменчивую погоду, например, когда дневная температура плюсовая, а ночью схватывает мороз.