Кризис в российских финансах стремительно распространяется на сферу услуг. Помимо уже сильнейше пострадавшего туристического бизнеса, и связанных с ним авиаперевозчиков, рекламных агентств и СМИ, следующими жертвами ухудшения ситуации становится общепит. Рестораны, кафе и бары распродаются или оптимизируют свою работу под неполный рабочий день. При этом, чем дальше от столицы, тем процесс проходит активнее. После прохождения новогодних корпоративов, динамика закрытия резко ухудшилась и в Москве, практически подтянувшись к средней по стране.
Некоторые собственники лукавят, оправдывая закрытие заведений непрофильностью относительно основного бизнеса, большинство же честно признаются, что существующие изменения конъюнктуры для ведения бизнеса стали неприемлемыми. Поскольку предприятия общепита сильнейшим образом зависят от наполнения посетителями и практически не имеют никакого «запаса прочности», то даже 20% снижение потока клиентов оказалось для многих смертельным. Меньшее, но тоже неприятное для рынка воздействие оказала новая редакция «антитабачного» закона. Рост валют и контрсанкции привели к удорожанию обслуживания. Покупательная же способность и настроение посетителей упали. Эксперты считают, что тенденция закрытия ресторанов будет продолжена и составит по итогам года не менее 20% а консенсус-прогноз сулит уменьшение их количества на 40%. При этом, пострадают как предприятия фаст-фуда, так и все прочие, вплоть до высокой кухни. Стремление всех экономить на всем будет безжалостно отсекать желание посещать общепит и любые развлекательные мероприятия. А, царящее в СМИ уныние и призывы пережить и переждать – не прибавят энтузиазма.