В принципе, не вполне приемлемое вмешательство церкви в светские дела вызвано «воистину» чрезвычайной ситуацией. К тому же, в финансовых кризисах все чаще стала проявляться скорее нравственные, чем экономические компоненты, например, кризис доверия. Немного забавно, но даже сами деньги стали более или менее ценны именно под действием фактора доверия к ним.
В связи с этим, идея создания некоей православной финансовой системы, предлагаемой РПЦ как спасение от кризиса, как минимум, заслуживает критики.
Предлагаемый проект предполагает отказ от финансирования производства табака и алкоголя, игорного бизнеса, использования нелегального труда. Мысль хороша, но не заменяет государству денег от реализации вредных привычек, а гражданам не дает замены пьянки, курения и азарта. Что может православная система предложить взамен? Славословие Бога, вещь правильная, хорошая и богоугодная. Но, увы, она не сработала и в более религиозном обществе царской России, тем более, не сработает сейчас.
Размещение средств не под процент, а под долю прибыли предприятия также неплохо. Но, ведь это повторение сути первых акционерных обществ. Раз эта старая идея обзовется по новому – то не факт, что от этого что-либо изменится. И уже просто смешно, что православная церковь стала агитировать за широкое внедрение исламского банкинга. В этом смысле можно вспомнить про инициативу Ассоциации российских банков создать «центральный шариатский совет» (!). Вообще-то делать ради финансового спасения из православного (пусть трижды неявно и формально) и уж точно светского государства исламскую республику – это лихо. Только для создания исламского государства надо минимальное соответствие жизни граждан исламским нормам, достаточно строгим и применяемым ко всем, без единого исключения. В стране, где широкие народные массы до сих пор стремятся в несправедливости в свою пользу — это категорически нереально.