Население Молдавии, испытав достаточно серьезные разочарования в политике евроинтеграции любой ценой, определенно подали сигнал о желательности, как минимум более полного взаимодействия с Россией и региональными центрами притяжения ею созданными.
Не говоря даже от том, что проевропейские позиции в Молдавии остались сильны, а три «евроинтеграционные», объединившись в коалицию, могут сформировать правительство и продолжить «еврокурс», важен вопрос – а что такое экономика Молдавии и стоит ли из-за нее ломать копья по украинскому примеру?
— Доля теневой экономики Молдавии составляет порядка 25,6% ВВП и растет из-за увеличения продукции домашних хозяйств.
— Экономика сильно зависит от переводов гастарбайтеров (пятое место в мире). Объем переводов за 10 мес. текущего года превысил $1,4 млрд. За границей трудятся 320 тыс. граждан, 60% — в России, 18% — в Италии. Стремление остаться на месте работы отрицательно влияет на демографическую ситуацию в стране.
— Молдавская система управления признана самой коррумпированной в мире. Наиболее печальная статистика в этом смысле – по продажности судопроизводства.
— Доля сельского хозяйства в структуре ВВП – 28%, промышленности – 20%, сферы услуг – 52%. В сельском хозяйстве трудятся 45,7% экономически активного населения. Из-за ответных санкций РФ, Молдавия пострадала, возможно, сильнее всех. 80% продукции шло на российский рынок, немедленная безработица коснулась 4 тыс. чел. Правительство лихорадочно тратит резервы на компенсацию потерь.
Проблема ускользания победы из под носа пророссийски настроенных сил может привести к сильному кризису, причем не только политическому. Борьба предстоит серьезная и участникам надо хорошо понимать – за что они борются. Впрочем, ожесточенность борьбы предопределена, поскольку есть и проблема Приднестровья, и необходимости противодействия Западу.