Завершение саммита АТЭС не принесло сенсаций, по крайней мере, с российской стороны. Разворот на Восток происходит, но медленно, фрагментарно, без разрыва старых связей (если не считать санкционные недоразумения). Сами по себе «разворотные» мероприятия, как таковыми не являются, а то, что говорится для прессы, интересно только для «внутреннего употребления».
Новый маршрут поставок газа в Китай – не несет в себе принципиальной новизны за исключением ускорения поставок. Западные комментаторы не замедлили сообщить об «отчаянном положении» с финансами в России, хотя такое положение пока есть разве что в их фантазиях. Ни за что не вериться, что поставки следующего года в Китай будут убыточны для Газпрома, а размер прибыльности реально должен интересовать только менеджеров и акционеров.
Гораздо серьезнее проблемы медленного роста экономики и падения цен на нефть. Здесь польза разворота никак не влияет на отношения России с Западом. Угроза падения отечественной экономики заставляет российские власти шевелиться энергичнее, но, эти действия пока никак не уменьшают зависимости от нефтегазовых доходов и импортных технологических поставок.
Увеличение доли поставок энергоносителей в азиатском направлении на фоне снижения цен и жажды Европы уменьшить зависимость от России также не представляют серьезной опасности. Правда, тон комментаторов резко изменится, если падение цен закончится жестким дефицитом нефти, но до того – время еще есть.
Покупка Китаем российских активов также не представляет интереса для Запада, поскольку объемы относительно малы, а инвестиционного интереса Запада – практически не было и без санкций.
Интересный проект трубопровода в Индию пока смотрится излишне теоретическим, но также не несет угрозы даже в среднесрочной перспективе.
Т.о., обе стороны российско-западного взаимодействия, хотя и лишены сна текущими проблемами, но в усилении российского проникновения на Восток не видят пока даже теоретической угрозы.