После 30 лет проводимой в Китае политике одна семья — один ребенок, китайские власти готовы радикально сменить курс.
Когда решение о запрете супругам иметь в семье второго ребенка вводилось в действие, у Китая одной из первоочередных проблем было перенаселение при слабой возможности обеспечить граждан предметами первой необходимости, экономика страны не входила даже в первую десятку, а возможности иммиграции были крайне ограничены. Стране вполне осязаемо грозили локальные, но от этого не менее страшные вспышки голода. Потому, такой шаг отчаяния был принципиально оправдан. По прошествии 30 лет, на свет появились последствия, которые в тот давний момент казались второстепенными.
В Китае, начала проявляться серьезнейшая гендерная диспропорция, аналогичная свирепствующей в Индии: мальчиков и мужчин в населении страны существенно больше, чем девочек и женщин. И то, что в Китае процесс избавления от девочек не сопровождался дикими «индийскими» эксцессами, ничуть не облегчает китайским мужчинам поиск пары. Кроме того, стране угрожает быстрое старение. Поразительно, но через 10-15 лет, Китаю грозит жесткая нехватка рабочих рук при миллиардном населении.
В решении разрешить парам иметь двух детей, китайских чиновников подстерегает неприятный сюрприз. Уже проводившееся в 2014 году смягчение «политики одного ребенка» дало более чем невыразительный результат. Только 9% семей, попавших под новые, смягченные правила, воспользовались такой возможностью. Вероятно, это проявление эгоистического парадокса развитых стран. Семьи, имеющие больше возможностей содержать несколько детей, заводят всего одного ребенка, а то и вовсе живут только для себя.
Так что, возможно китайским властям придется крепко поломать голову над уговорами и стимулами, поскольку запрещать всегда легче, чем поощрять. Впрочем, пока они справлялись и с более сложными проблемами.