Зародившийся в советское время термин «склад на колесах» отражал желание грузополучателя сэкономить на хранении товара, держа его в вагонах железной дороги или грузовиках трансагентства. По изменившимся временам, в качестве складов стали использоваться супертанкеры, да и размеры выгоды выросли на порядки.
Весь мир, и на то есть немало оснований, видит в текущем падении цен на нефть сугубо временное и насквозь искусственное явление. Соответственно, у имеющих возможности «затариться» сырьем, есть и желание хорошо заработать на его последующей продаже. Поскольку строительство нефтехранилищ долго, дорого, да не ясно, что с ним делать после, в качестве «склада на колесах» стали использовать супертанкеры большой вместимости.
Логика простая, получив нефть по искусственно заниженной цене, компания намерена его продать после возвращения ситуации в рыночное русло. Только за последнюю неделю, разные компании арендовали «под склады» несколько супертанкеров общим объемом 25 млн. баррелей. Кстати говоря, такая же стратегия массово применялась в недалеком 2009 году, когда над морской бездной болталось более 100 млн. баррелей нефти, дожидаясь более выгодной цены. Успех той морской операции хранения, несомненно подстегивает желающих заработать на ней еще раз.
При этом, такая операция близка к безрисковой, поскольку текущее биржевое контанго – т.е. ситуация торговли фьючерсами на нефть с более поздним сроком экспирации чем текущие спотовые цены, позволяет купить нефть сейчас и продать фьючерс с поставкой через год, например. Вся задача – найти танкер и заплатить за аренду и страховки меньше, чем получаемая в результате сделок прибыль. Теоретически, контанго может расширяться, т.е. выгода расти, то спрос на плавучие склады будет расти, вместе со стоимостью фрахта. Это уже вывело из депрессии бизнес по аренде танкеров и акции основных перевозчиков показали приличный рост.
Платить же за все эти фокусы, естественно, предстоит конечному потребитель, не получающему должного смягчения цен при падении цен на нефть, и, тем более расплачивающегося, при ее удорожании. Ну, россияне удивятся или расстроятся менее всех – они постоянно живут в таком режиме.