Согласно исследованию Федерального резервного банка Сент-Луиса, ответы на всего пять простых вопросов могут дать американцу представление о собственном финансовом будущем.
Проведенный статистический опрос более чем 38 тыс. американских домохозяйств за 1992-2013 гг. показал сильную корреляцию ответов и соотношение капиталов с вероятностью финансового комфорта.
— Удалось ли в прошлом году создать накопления?
— Были ли просрочены в прошлом году кредитные выплаты?
— При наличии кредитной карты, удалось ли сохранить после последнего платежа положительный баланс на счету?
— Есть ли среди активов не менее 10% высоколиквидных?
— Превышает ли общая сумма долгов 40% дохода?
Понимание теста не менее просто, чем вывод. При «хороших» ответах вероятность разбогатеть высока, при плохих – низкая. Средний результат американцев – 3,01, т.е. три «хороших» ответов из пяти.
И, не менее очевидно, насколько средний россиянин живет по другому и насколько данный тест к нему неприменим.
Накопленные деньги, то отменяются, то обесцениваются дефолтом, в лучшем случае обесцениваются высокой инфляцией. Кредиты многие не берут, потому что понимают, при одинаковом названии, российская кабала существенно отличается от американского кредита. С ликвидностью еще забавнее, поскольку немногие вообще понимают, что это такое, не говоря, что главная и почти единственная собственность жилье, А у некоторых и того нет. Соответственно, что говорить о задолженности, когда государство всегда «готово поделиться» своей или корпоративной.
Ликвидные активы помогают пережить тяжелые экономические ситуации и предотвратить уменьшение капитала, сбережения создают основу для будущего богатства. Для России вышесказанное полностью уместно и правдоподонбо, за важным исключением слишком частых кризисов и революций, слишком тяжелых по своим последствиям и длительности. Накопления в России бессмысленны из-за гиперобесценивания, а таланты спекулянтов присутствуют далеко не у всех. А что касается тяжести долга, так в него заталкивают не обманом – так принуждением.