Пилотный проект Пенсионного фонда России (ПФР) по электронной подаче заявлений о переводе пенсионных накоплений через удостоверяющие центры мог создать риски фальсификации заявлений граждан, считают аудиторы Счетной палаты РФ.
«Проверка принятых ПФР от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о смене страховщика выявила риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц. Было выявлено несколько схем, препятствующих реализации права граждан на смену страховщика», — сообщила СП по итогам проверки процедур подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений граждан.
По данным аудиторов, граждане могли подавать заявления о переводе своих накоплений из ПФР в НПФ и между негосударственными фондами в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг или личный кабинет застрахованного лица на сайте ПФР. Однако аудиторы обнаружили, что эти сервисы в указанный период были недоступны.
«Недоступность портала государственных услуг и личного кабинета на сайте ПФР привела к росту количества заявлений о смене страховщика, поступающих в ПФР через удостоверяющие центры в рамках пилотного проекта, который реализуется ПФР с 2014 года», — говорится в документах контрольного ведомства. Суть этого проекта состоит в том, что заявления в электронной форме в ПФР поступают не непосредственно от застрахованного лица, а от удостоверяющих центров, которые во взаимодействии с агентами НПФ формируют для застрахованных высококвалифицированную электронную подпись.
В 2012–2016 годах гражданам практически полностью были недоступны сервисы портала госуслуг и личного кабинета на сайте ПФР для подачи заявлений о смене страховщика. В связи с этим аудиторы отмечают рост заявлений, поступающих в ПФР через удостоверяющие центры в рамках пилотного проекта, который реализуется с 2014 года.
Количество принятых ПФР заявлений о смене страховщика от удостоверяющих центров в 2015 году составило более 67% общего количества, в 2016 году — более 87%, приводят данные аудиторы.
«Проверка принятых ПФР от аккредитованных удостоверяющих центров заявлений о смене страховщика выявила риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц. Было выявлено несколько схем, препятствующих реализации права граждан на смену страховщика», — сообщает Счетная палата.
В пример аудиторы приводят установленные массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо. При этом согласно законодательству, при таком условии ПФР должен отказать в рассмотрении заявлений.
Счетная палата считает необходимым проведение специальной проверки действий удостоверяющих центров со стороны Минкомсвязи.
«Риски усиливаются еще и тем, что технология подачи заявления через удостоверяющий центр не исключает возможности неправомерного применения электронной подписи застрахованного лица и его персональных данных, а также оформления заявления без его участия», — отметил аудитор Владимир Катренко.
анком России не утверждены типовые страховые правила НПФ, действующие типовые страховые правила, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития России в 2010 г. (с изменениями от 2012 года) также не учитывают последние изменения законодательства.
На заседании Коллегии было обращено внимание на то, что граждане, подписывая договор об обязательном пенсионном страховании в устаревшей форме и знакомясь со страховыми правилами НПФ, не учитывающими изменения законодательства, фактически вводятся в заблуждение, поскольку не имеют возможности ознакомиться с актуальной информацией о своих правах и обязанностях при передаче пенсионных накоплений в НПФ.
Так, с 2015 г. было введено заявление о досрочном переходе от одного страховщика к другому. При подаче такого заявления застрахованное лицо, в случае если период формирования пенсионных накоплений у прежнего страховщика длился менее 5 лет, теряет полученный инвестиционный доход.
Действующая процедура подачи гражданами заявления о досрочной смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию не предусматривает предоставление информации о возможной потере им инвестиционного дохода по средствам пенсионных накоплений. Заявление подается непосредственно в ПФР, в то время как информацией о возможной потере инвестиционного дохода и его размере обладает страховщик, который распоряжается пенсионными накоплениями застрахованного лица. «В ходе проверки выявлен случай потери застрахованным лицом инвестиционного дохода в размере свыше 500 тыс. руб.», – сказал аудитор.
Проверкой установлено, что договоры подписывались не только самими НПФ, но и их агентами и субагентами НПФ. Так, в 2012–2016 гг. из 1 478,06 тыс. договоров ОПС, заключенных НПФ ГАЗФОНД-ПН, агентами заключены 95,2% договоров; из 1 010,39 тыс. договоров ОПС, заключенных НПФ электроэнергетики, агентами заключены 91,6% договоров; из 15 271,94 тыс. договоров ОПС, заключенных НПФ Сбербанка, агентами заключены 99,9% договоров
Такой порядок подписания договоров противоречит действующей форме типового договора, которая предусматривает его подписание уполномоченным должностным лицом НПФ, к которым нельзя отнести агентов.
Кроме того, подписание договора агентом не может соответствовать положениям Федерального закона № 165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании», которым установлен запрет посреднической деятельности в обязательном социальном страховании.