Некоторое уныние, вызванное QE и, естественным, при этом, снижении курса евро, греческими проблемами и уже поднадоевшей дефляцией, активизировало дискуссию о крахе валютного союза.
Позиция краха евро базируется на двух тезисах: дисциплины и рынка. Рынок является главным прокурором, судьей и палачам для всех непродуманных решений и лучше всего устанавливает цены на товары и услуги, рейтинги и валютные курсы. Он, рынок – наилучший надзиратель за финансовой дисциплиной. Если государство эмитирует валюту, не подкрепляя ее в должной степени производством товаров и услуг, рынок девальвирует валюту. Импорт дорожает, а инвесторы отворачиваются от долговых бумаг, если только не повысить ставку. Государство может поддерживать валюту искусственно, но продолжаться до бесконечности это не может.
Дисциплина, о необходимости которой столько говорили немцы, не то чтобы исчезает. Она – подменяется с рыночной, которую нереально поставить «на место», государственной, которой можно манипулировать до бесконечности, точнее до все более неизбежной катастрофы.
Все ограничения по дефициту бюджета, консолидации и т.п., игнорируются или обходятся. Государственное управление не может создать уровень дисциплины, эквивалентной рыночному ни при каких условиях. Кстати, именно поэтому выход Греции из ЕС – реальный шанс видеть ужас ситуации незамутненными прекрасными грезами глазами. Именно он покажет реальные дисбалансы, замаскированные под заимствования и печатный станок.
Строго говоря, такое безобразие наблюдается практически во всех мировых финансах, недаром на долговом рынке царит паника, приведшая к совершенно немыслимому понятию отрицательных ставок Центробанков. Это означает, что государственная дисциплина вредит рыночной, приводя ее в шоковое состояние. Как следствие – крах может постичь мировую экономику в любой момент и по любому поводу. И, самое печальное, отмахнуться или увернуться от него, нет шансов ни у кого.