Если это все же произойдет, в мире уверены, что ненадолго и новый обвал неизбежен. В принципе, рынку свойственно уговаривать себя в оптимизме, когда цены рвутся вверх и в пессимизме, когда они «болтаются внизу».
Тем не менее, факторов к снижению нефтяных котировок гораздо более, чем хотелось бы странам-экспортерам
— Экономический спад. Когда в обвале нефтяных цен винят сланцевую нефть и «козни» Саудовской Аравии, то доля правды в этом есть. Однако — немалая часть правды и в том, что рост спроса на нефть прекратился, при том, что на рынке появилась масса желающих заработать на нефтяном буме.
При этом, многие отмечают неприятнейший парадокс — подешевевшая нефть не стала драйвером экономического роста, что привело бы к росту спроса и восстановлению цен. Пока же, Европа и Япония рискуют провести среднесрочную перспективу в стагнации, экономика КНР медленно, но верно убирает обороты, а тост в США нервно-нестабильный. При этом, экономика США существенно состоит из услуг, а Китай повышает долю услуг, для которых нефть не является значимым фактором. Т.е., роста либо нет вовсе, либо он не «нефтяной». Потому, краткая цена $30 начинает казаться более вероятной, чем долгая в $100.
— Альтернативные источники энергии также давят на рынок. Если бедным ездить становится не на чем, то богатые пересаживаются в электромобили. При этом, электрокары — лишь часть общего тренда на энергосбережение и отказ от нефтепродуктов. Еще одна тенденция — стремление потребителей снизить зависимость от автомобиля.
— На рынок вернулись «в тяжких силах» выбитые войнами Ирак и санкциями Иран. Если санкции с Ирана будут сняты — а когда-либо это произойдет, то обрушение нефтяного рынка может стать еще большим, чем в 2014 году.
— Если обратиться к истории, то цены на нефть, держась менее десятилетия, десятилетиями были на низком уровне. Единственное исключение — шок 1973 г. из-за эмбарго ОПЕК. Ему в противовес служит нефтяной «межень» 80-х и 90 годов, когда, обрушившие нефть саудиты не получили ожидаемого быстрого восстановления цен. Т.о, есть «историческая» вероятность, что цены будут относительно низкими «всего пару десятков лет». Всемирный банк, при этом, благ в низкой нефти видит больше, чем в дорогой.
Наконец, мил могут постигнуть и совершенно непредвиденные обстоятельства, так же могущие качнуть маятник, что в сторону резкого повышения, так и нового обвала цен. Тут может появиться и термоядерный синтез, и добыча электроэнергии запредельно эффективным способом или прорывная технология нефтедобычи «революция-2». Может быть все, даже хорошее.