Повышение цены бензина на фоне падения цен на нефть вызывают в российском обществе крайнее раздражение. В самом деле, совершенно непонятное явление, когда в стране, претендующей на великую энергетическую державу, где серьезные средства были потрачены не только на добычу, но и «глубокую переработку энергоносителей», цены намного выше, что по паритету покупательной способности, что оплаты в абсолютном выражении.
Хотя, если пересчитывать с рублей в доллары, то бензин, даже с учетом ожидаемого 15% увеличения, обойдется россиянам дешевле «в долларовом эквиваленте». Через какое-то время будет звучать и этот аргумент, хотя население получает зарплату вовсе не в долларах.
Проблема любого российского повышения цен в том, что оно объясняется не объективными рыночными обстоятельствами, а желанием максимально приложиться к существующим или намечающимся источникам дохода.
Так, вместо более честного объяснения, звучавшего ранее, что нефтегазовые компании, неся убытки на внешнем рынке, дважды отыгрывают их на внутреннем (за счет доходов в дорогой валюте и расходах в дешевеющих рублях), населению выдвигается малопонятная стратегия «налогового маневра». Население, о маневрах явно не просило, более того, попытки некоего «автомайдана» можно считать абсолютно предопределенными.
Кроме того, всю инициативу о повышении акцизов списывают на местных губернаторов, которым не хватает средств в региональные дорожные фонды. Если одним из важнейших вопросов «рулят» регионы, наличие смысла федеральной власти несколько размывается.
Не особо становится понятен и смысл в суверенной финансовой системе, которую главный регулятор не регулирует даже в смысле сглаживания рыночных колебаний (волатильность в 4% в течении дня – верный признак отсутствия регулирования), а, в ближайшее время, так и вовсе собирается забросить под предлогом «свободного курса»? Быть независимыми от зарубежного эмитента и в полной зависимости от зарубежных (и немного внутренних) спекулянтов – не является независимостью и даже ее видимостью.