Пятница, 22 ноября 2024 года

В России вводятся меры неявного валютного контроля

Центробанк вменяет в обязанности своих представителей в банках осуществлять контроль валютных операций. Спецпредставители, назначенные ЦБ следить за финансовой устойчивостью кредитного учреждения, теперь будет требовать с банка документы, что эта сделка совершается в интересах клиента, а не на средства банка.

Фактически, банкам запрещается самостоятельная игра на валютном рынке.  У регулятора есть, как минимум два мощных средства наказать ослушавшихся. Во-первых, банки предупреждены о прекращении фондирования в случае попыток спекуляций, во-вторых, даже самые крупные банки оказались в положении, формально годном для отзыва лицензии. Оба случая стопроцентно смертельны.

При этом, количество «спецпосланников» уже охватывает более ста банков. Клиенты также не оставлены без внимания – каждая крупная валютная операция обосновывается банком как спекулятивная или закупочная. Наконец, покоя не будет и мелким банкам – поскольку отзывы лицензий и до кризиса стали обыденными.

Заявление финансовых властей о намерении воздействовать на спекулянтов  экономическими, а не административными мерами влияния, выглядят крайне лукаво. Это все равно, что заменить предварительную цензуру на карательную, и говорить об отмене цензуры. Впрочем, в современном лукавом мире и под давлением чрезвычайных обстоятельств иначе невозможно. Кстати говоря, это даже не будет чем-то новым из ряда вон – в большинстве стран мира государственное вмешательство в рынок, вплоть до запрета коротких позиций – вполне обыденная вещь.