Пятница, 22 ноября 2024 года

В оценках рейтинговых агентств содержится неприятная правда для российской экономики

Хотя снижение рейтинга не привело к прямым финансовым потерям, но бизнес и даже правительство РФ вполне отдает себе отчет в том, что несомненные имиджевые потери затруднят жизнь российскому бизнесу и, в долгосрочной перспективе, будут давить на финансово-экономические показатели.

Прогнозы, и это отмечают все, выглядят чрезмерно жесткими. Показателен пример «Газпром-нефти», у которой разрыв в рейтингах китайского Dagong и «великой тройки» от максимального до спекулятивного выглядит несуразно большим. Совсем не ясно, почему Moody’s, которое снижает на ровном месте суверенный рейтинг России, не снизило его ни на ступень в ходе кризиса 2008-09 годов. При этом, протекание кризиса, формально, проходило в более тяжелой форме.

Возможно, хотя агентства этого не озвучивают «запас жесткости» сделан именно из-за несговорчивой, по мнению Запада, российской политики.

Однако, политика политикой, а финансово-экономические характеристики российского «хозяйства» и, правда, выглядят пока неважно.

Противоречие между необходимостью поддержания высоких процентных ставок для противодействия инфляции и их снижения ради задач экономического роста — острейшие. Хуже того, вокруг необходимости разделения задач, даже не ведется полноценная дискуссия, из-за панической боязни ответственности за решение.

Когда Минфин считает прогноз мрачным, он прав. Но, мрачный — не означает неверный. Если сам же Минфин требует бюджетной экономии в 2% и более, то ему стоит вспомнить Грецию. которую «добили» требованиями «сжаться» всего на 1-1,5%. Потому, вместо пустых обвинений, стоило бы, не обязательно обнародуя, но дать внятные решения острых проблем.

И, если американские мрачные прогнозы дадут правильный импульс отечественным руководителям (вполне способным «спрятать» за них собственную неспособность грамотно решать проблемы), то рейтинговым агентствам надо будет еще вынести благодарность — за предупреждения и науку.