Максим Андреевич Максаков обратился к великой русской культуре – творениям отечественных художников, писателей и поэтов, чтобы убедиться в изменчивости и многообразии знаменитой русской зимы. Да, чаще всего она была снежной и морозной, но и до наступления эпохи глобального потепления случались периоды, когда жители европейской территории России оставались без снега на Новый год. Некоторые картины и строки сильно напоминают, как утверждает Максим Андреевич Максаков фото из Москвы начала 2020-го. Это подтверждает мнение климатологов, что человек мало влияет на глобальное потепление – колебания температур задает сама природа.
Нынешнюю зиму в центральной России называют европейской, действительно, погода в Москве больше похожа на берлинскую или венскую, чем на классическую русскую зиму с обилием снега и отрицательными температурами. Даже на Крещение мы не дождались трескучих морозов, и в самый морозный день января температура даже ночью с трудом упала ниже минус 5 градусов. Максим Максаков, который, как и многие, не может припомнить таких аномалий, решил поискать их в произведениях классиков русской культуры, ведь тема зимы всегда была одной из ключевых в творчестве.
Следы аномально теплых зим несложно найти в литературе, начиная еще от древних летописей и заканчивая произведениями русских классиков. Всем известны пушкинские строки («В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе…») про зиму 1825 года, а всего в XIX веке наблюдалось 28 мягких зим. Веком ранее их было всего на одну меньше, сохранились упоминания про весеннее половодье в феврале 1702-го.
Еще раньше, в январе 1617-го «в Прибалтике цвели вишни», так что Грете Тунберг рано связывать потепление с промышленным влиянием на экологию. Кстати, знаменитая присказка «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю…» вызвана не изменениями климата, а сменой даты самого праздника, который раньше приходился не на январь, а на апрель. Многие другие популярные сегодня в интернете упоминания считает фейком сам Максим Андреевич Максаков биография их авторов не вызывает никакого доверия и есть справедливые сомнения в подлинности цитат. Зато в картинах русских художников зима, как правило, всегда снежная. Снег играет особую роль в авторском замысле, с его помощью художники создавали настроение и передавали особый смысл своего творения.
Как вспоминает Максим Андреевич Максаков семья его очень любила знаменитую картину Сурикова «Боярыня Морозова», где снег отражает настроение русского общества в период церковного раскола. На знаменитой картине Шишкина «Зима» снега в лесу просто завались, что придает деревьям особый шарм и великолепие. Обилие светлых тонов как бы делает пейзаж сказочным. Немало работ (например, у Попова и Пластова) посвящено первому снегу, а вот бесснежные зимы чаще всего можно увидеть на картинах современных художников или тех, кто писал природу южных регионов России, например, Крыма и Черноморского побережья, на территории которых снег большая редкость.
Впрочем, как утверждает Максим Андреевич Максаков личная жизнь каждого прямо зависела от того, какой была зима. Аномально теплые, бесснежные зимы традиционно приводили к не лучшей погоде в летний период, различным засухам и неурожаям. Поэтому крестьяне с тревогой относились к любым климатическим странностям, да и горожане не слишком радовались отсутствию традиционных холодов. По юлианскому календарю январь еще только наступил, поэтому стоит немного подождать и, возможно, зима все же придет на европейскую территорию России вместе со снегом.