Флаг Евросоюза был убран в эти выходные со стены здания резиденции президента Молдавии, где он висел вместе с молдавским стягом. Изменился и сайт президента, который ведется на трех языках: версии на английском и русском остались прежними, зато версию на румынском языке (RO) исправили на версию на молдавском (MD).
«Президент уважает конституцию и призывает всех следовать этому примеру», — заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Ион Чебан. Он напомнил, что согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране «является молдавский язык на основе латинской графики».
Праздник был учрежден в 1990 году после того, как на волне провозглашенной в СССР перестройки по требованию творческой интеллигенции парламент Молдавии провозгласил молдавский государственным языком и перевел его на латинскую графику вместо использовавшейся ранее кириллицы.
Тогда население Приднестровья и Гагаузии потребовало узаконить в качестве второго государственного языка русский, на котором разговаривало почти 90% населения страны и который являлся основным для каждого третьего жителя.
Споры вокруг языкового вопроса вылились в конфликт в Гагаузии и войну в Приднестровье, раскол страны и не прекращающийся до сих пор конфликт.
Теперь представители творческой интеллигенции в Молдавии требуют заменить название языка в конституции с молдавского на румынский. Они приводят аргументы, что молдавский — это вовсе не самостоятельный язык, а диалект современного румынского литературного языка, указывая, что на этом же диалекте говорят в исторической области Молдова на востоке Румынии.
Часть ученых и политиков в Кишиневе не согласна с этим мнением. Они считают, что молдавский язык сформировался в древности, когда существовало молдавское княжество, Румынию же как государство создали в XIX веке, тогда появился и современный румынский язык.
При этом все признают, что между молдавским и румынским фактически не существует разницы.
В этом году страсти вокруг языка разгорелись с новой силой после того, как Конституционный суд (КС) одобрил запрос группы радикально настроенных депутатов парламента о возможности называть государственный язык румынским вопреки основному закону.
Судьи объяснили это решение тем, что в Декларации о независимости Молдавии, которая является составной частью основного закона, язык называется румынским.
Оппозиция в парламенте подвергла это решение жесткой критике и отказалась голосовать за соответствующие изменения в основной закон, которые так и не были приняты.