Нервно-паралитический газ зарин, примененный в химатаке в сирийском городе Хан-Шейхун, мог быть самодельным, заявил глава департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов.
«Откуда сейчас берется зарин? Представитель Минпромторга сказала, что в принципе нельзя исключать возможность кустарного производства», — приводит его слова «Интерфакс».
«У меня есть четкое ощущение, что «химическое досье» используется в качестве политического инструмента давления на Дамаск, — сказал он. — Не исключаю, что когда в Сирии будет достигнуто политическое урегулирование, все забудут о «химическом досье», и все вернется в нормальную техническую плоскость».
«Нечто подобное произошло с Ираном. Многие годы задавались многочисленные вопросы по поводу возможного военного измерения иранской ядерной программы, — отметил Ульянов. — Достигли сделки, и все вопросы исчезли».
Ульянов также заявил, что Москва видит высокие риски применения химоружия террористами за пределами Ирака и Сирии.
«По нашей оценке, очень высок риск того, что химические преступления выйдут за границы Сирии и Ирака, во весь регион Ближнего Востока и даже за его пределы», — сказал Ульянов.
«Могут и в Афганистане такого рода инциденты начаться, и в России, и в Западной Европе, — отметил дипломат. — Потому что террористы обрели и необходимые знания для производства химического оружия, и иногда и промышленные мощности».
Как отметил чиновник, рассматриваются и другие версии происхождения отравляющего вещества. В частности, есть возможность, что прекурсор зарина для бинарных боеприпасов DF, который должен был быть уничтожен американским судном, был уничтожен не полностью и отобран в качестве образца.
Также Ульянов напомнил, что несколько лет назад на территории одной из соседних стран полиция остановила с партией зарина группу боевиков, воевавших в Сирии. По словам дипломата, расследование того случая так и не завершилось. Неизвестно, где сейчас находится отравляющее вещество, заключил он.
Доклад механизма ООН и ОЗХО по инцидентам в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года и Умм-Хоше 15-16 сентября 2016 года был представлен Совету Безопасности ООН в конце октября. Эксперты заключили, что в первом случае «Сирийская Арабская Республика несет ответственность за использование зарина», а во втором террористическая группировка «Исламское государство»* «несет ответственность за применение сернистого иприта». Рассмотрение доклада в Совете Безопасности ООН состоится на заседании 7 ноября.