Президент ОАО «РЖД» В.Якунин заявил об этом на очередной пресс-конференции. При этом отмечено, что если из госбюджета не будет выделено 6 млрд. руб. на проведение работ по инженерным изысканиям, разработке проекта, межевания и проектной документации, то проект придется отменять. В конце января 2015, первый вице-президент РЖД Александр Мишарин заявил о намерении провести в феврале 2015 конкурс среди подрядчиков работ по подготовке строительств ВСМ. Срок окончания проектных работ был назначен на сентябрь 2016 г. Т.о., первый квартал был маркером – состоится ли проект, или его надо будет откладывать до лучших времен или насовсем.
Параллельно, с китайскими коллегами обсуждались вопросы о привлечении со стороны Китая порядка 400 млрд. рублей на те же цели. Подразумевалось, что трасса Москва – Казань стала бы первым этапом высокоскоростной магистрали до Пекина. Соответствующий меморандум был подписан еще в октябре 2014. Судьба переговоров пока не ясна, но если бюджетного финансирования не будет, то и сам проект станет нереальным.
Сам проект представляет собою 770 км. участок ВСМ, с максимальной скоростью движения 400 км/ч, что позволило бы добираться от Москвы до Казани за 3,5 часа против нынешних 14 часов. Расходы на строительство с учетом закупок подвижного состава предполагаются в размере 1 трлн. 068,5 млрд. руб. при концессионном механизме финансирования. Предполагается, что концессионеры потратят 43 млрд. руб. собственных и 225 млрд. руб. заемных средств при государственном субсидировании 317 млрд. руб. Выпуск инфраструктурных облигаций позволит дополнительно привлечь 100 млрд. руб. Кроме того, часть проекта будет принадлежать РЖД, это будет выражено как в финансировании на 384,1 млрд. руб., из которых часть средств будут выделены из ФНБ в обмен на привилегированные акции компании. Также РЖД планировало выпуск облигаций, обеспеченных средствами ПФР. Предполагалось, что РЖД будет оператором эксплуатации проекта