Системный финансовый кризис одним из первых ударил по транспортной отрасли России. Вначале проблемы возникли у авиакомпаний, теперь очередь за автомобилестроением и рельсовым транспортом. Наиболее устойчивый – железнодорожный сегмент российской транспортной системы также попал под удар кризиса, что выразилось как в массовых сокращениях работников, так и приостановки деятельности части предприятий отрасли.
Самый крупный российский производитель пассажирских вагонов — Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) объявил о приостановке работ в феврале и намерении до лета сократить порядка трети персонала. Основной причиной названа необеспеченность предприятия заказами. Подтверждено контрактами от Федеральной пассажирской компании строительство всего 25 вагонов.
Следует отметить, что задержка контрактов от чрезвычайно бюрократизированного и погрязшего в бесконечном контроле и самоконтроле ОАО «РЖД» уже давно не удивляет никого. Январь практически всегда чист в смысле контрактов, которые начинают худо-бедно появляться в феврале-марте. Впрочем, в серьезности кризиса нет никакого сомнения, ни в руководстве ОАО, ни в сего структурных подразделениях. Поэтому, никто и не ждет новых заказов, а выполняет уже разосланные планы сокращения расходов и проектов. Уже известно, что минимальный объем «ж.д. секвестра» составит 20%, причем часть расходов указано сократить на 20% в течение каждого года трехлетнего антикризисного плана.
Еще раньше ТВЗ, работу приостановил Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) по той же причине отсутствия заказов со стороны ОАО «РЖД». С учетом еще более дорогой по стоимости программы замены тягового подвижного состава, а также намерении ОАО «РЖД» просить о государственной поддержке строительства, рассмотрение и утверждение программы можно смело относить на 3 квартал года.
Оба предприятия входят в состав «Трансмашхолдинг». Естественно, что проблемы отражаются на всех его предприятиях, так что скоро и от них пойдут новости об увольнениях и программах жесткой экономии. При этом – ничего не слышно про увеличение транзитного грузопотока или даже трансграничных поставок в Китай, Иран или страны СНГ – все эти мечтания, видимо по всему, кризисом развеяны в пыль.