Снижение Ираком и Ираном нефтяных цен до десятилетнего минимума демонстрирует, что, несмотря на некоторый отскок котировок, ценовая война не сбавляет интенсивности. Все данные о сокращении добычи нефти пока кажутся рынку фиктивными, а, снижение темпов роста (!) добычи в США, тем более не стимулирует к прекращению демпинга.
Вслед за Саудовской Аравией, сбросившей собственные цены до 14 летнего минимума, Ирак сделал скидку на нефть марки Basrah Light на $4,10, а Иран — на $2,10 за баррель. С учетом совокупных действий Ирака и Саудовской Аравии, занимающих второе и первое места по добыче в ОПЕК, шансов на дальнейший рост котировок в ближайшей перспективе нет. Кроме того, на рынок давит заявление, что США по совокупному объему добываемой нефти вытеснили Россию с первого на второе место в мировом рейтинге крупнейших нефтедобытчиков. Хотя это заявление и было принято на фоне отказов от новых проектов, сокращения количества буровых установок и т.п., но для повышения цен оно все равно пришлось очень некстати.
Т.о., несмотря на постоянно муссируемые в Российских СМИ данные о сланцевой контрреволюции, о скором крахе сланцевой добычи и массовых разорениях, в США лишь снижаются темпы роста добычи. При этом же, в самой России, планируется не замедление роста, а снижение добычи. Ценовую войну Россия начинает проигрывать, как в смысле потерь от падения цен на нефть, так и от снижения объемов добычи. При этом, осложняющим обстоятельством, сильно влияющим на себестоимость российской нефти являются необходимость строительства масштабной сопутствующей инфраструктуры и отсечение от рынка современных технологий из-за действия санкций.
Все же, хотелось бы услышать от российского правительства предложения не только по импортозамещению, но и «нефтезамещению», т.е. развитию не сырьевой части экономики — уходу от зависимости от «нефтяной иглы». Пока правительство, либо держит это в тайне, либо совсем не имеет планов как таковых.