Пятница, 22 ноября 2024 года

Тень российского кризиса нависла над Казахстаном

Впрочем, как и российский кризис, начинающийся казахский связан с падением цен на нефть, прибыли от экспорта которой составляют половину доходной части казахского бюджета, а экспортные возможности — на 60%. Для начала, президент Назарбаев распорядился выделить $1,35 млрд. на первоочередные антикризисные меры. Кроме того, президент обратился к экспортерам с просьбой (равносильной приказу) поддержать курс тенге, продавая валютную выручку. Самая сложная (если вообще выполнимая) задача досталась Нацбанку Казахстана — ускорить работу по дедолларизации национальной экономики.

За 2014 г., девальвация тенге к доллару составила 19%, а с учетом января 2015 — 20%. С учетом явных потерь при конвертации в тенге при неуверенности инвесторов и компаний в стабильности курса, поручение о переводе держащихся резерве «просто так, на всякий случай» долларов в тенге станет проверкой лояльности держателей долларов достаточно жестко авторитарной системе управления страной.

Кроме перечисленных антикризисных мер, вдвое повышена страховка по банковским депозитам. При этом, в отличие от копируемых российских антикризисных мер максимальная доходность по валютным депозитам понижена при страховом возмещении с 4% до 3%.

Накануне, долгосрочный кредитный рейтинг Казахстана был понижен в связи с низкими ценами на нефть и негативными ожиданиями скорого восстановления. Также снижен прогноз по росту ВВП Казахстана (до 1,5%) и прогноз добычи нефти (с 82 до 80,5 млн. тонн). В снижении прогноза «поучаствовал» и фактор перетекания проблем российской экономики, тесно связанной с экономикой Казахстана. Интересно, но этот момент не был пока озвучен в комментариях на снижение рейтинга или на ввод в действие антикризисной программы Казахстана.

Резервный фонд Казахстана составляет $74 млрд. (33% ВВП страны.)