Валютный хаос отвлек внимание россиян от другой проблемы, собственно, корнями растущей «от курса рубля». Это – ставки на межбанковском рынке. Они подошли к историческим рекордам – MosPrime колеблется от 30% до 50%. Такого не наблюдалось даже в 2008 году, считавшемся, в определенном роде эталоном кризиса.
Причин три. Первая – большинство банков из-за обесценивания активов перешли черту достаточности собственного капитала – т.е., формально, у них могут отозвать лицензию. И, мораторий ЦБ в этом смысле не поможет, поскольку достаточность капитала краеугольный камень, который невозможно игнорировать.
Вторая – доверие банков друг к другу всегда снижается в кризис, а в условиях нынешнего, даже официально объявленного «идеальным» доверие, естественно, падает до «идеального» минимума.
Наконец, сознательно врагами или нет, но распускаются слухи о валютном контроле, о ограничении выдачи наличных с депозитов и т.п. Население, даже без таких слухов бросающееся спасать обесценивающиеся деньги, стало с еще большим усердием выводить деньги из банков. Причем, и это наводит на мысль о врагах – под наибольшим ударом паники вкладчиков оказался самый надежный – Сбербанк. Если принять теорию враждебного действия, то замысел понятен, после опубликования слухов о серьезных проблемах ведущего банка – все остальные «посыпались» бы как миленькие.
В каком-то смысле, произошедшая катастрофа – результат совершенно пещерного эгоизма большинства экономически активных, инициативных и деятельных людей. Баланс между пониманием собственной и общественной выгоды в России нарушен, и в этом немалая вина государства. Нет, большинство россиян не являются махровыми эгоистами и не живут по принципу «умри ты сегодня, а я — завтра». Но, они безынициативны и склонны ждать, пока возникшие проблемы решат без них и за них. Занятно, но именно к этому – переждать, зовет правительство. Хотя, как раз, наоборот время дергаться, пробовать и предлагать, ошибаться и побеждать. Плавают разными стилями – только тонут одним.