Поскольку «греческая тема» — давний источник беспокойства относительно экономики ЕС, то и степень готовности к катастрофическому развитию ситуации высока. Системные банки еврозоны избавились от большинства бумаг или накопили резервы, вполне достаточные для цепочки дефолтов греческой финансовой системы. Европа готова в Греции ко всему, в т.ч. и самым худшим вариантам. Соответственно, все опасения связываются теперь не с греческими проблемами, а с тем, способен ли греческий кризис-2 потянуть за собою прочие страны проблемной периферии союза.
Взоры аналитиков немедленно обратились на другие страны печально известной PIGS, в частности, Португалию. И, тут аналитиков ждал нет то чтобы неожиданный, но достаточно неприятный сюрприз.
Состояние экономики Португалии не лучше, чем у всей такой проблемной Греции
Долг Португалии составляет «всего» 124% ВВП, что ниже греческого. Однако, если рассматривать долг в агрегированном ракурсе, т.е. включая долги домохозяйств и нефинансовых корпораций, то он достигает 381% ВВП, что больше греческого в 286% ВВП. В каком-то смысле, ситуация даже хуже греческой. Если экономика Греции в плохом состоянии из-за огромного государственного долга, то в Португалии долговые проблемы наблюдаются во всех секторах экономики. При этом, ситуация в Португалии стремительно ухудшается – с 2008 г. по 2013 г, агрегированный долг отраслей португальской экономики увеличился на 69%. Для того, чтобы только выровнять темпы долга и роста экономики, необходимо дополнительно расти на 3,6% от ВВП в год. Вызывает сомнение уровень квалификации португальцев, достаточно сильно отстающий от среднеевропейского. Кроме того, из страны наблюдается сильный отток молодежи, что так же не ведет государство к процветанию.
Кстати говоря, решение португальских властей о досрочном погашении кредита от МВФ вызвало бурное одобрение в ЕС, особенно в Германии. Высказывались мнения, что это прекрасный пример эффективности программы жесткой экономии. Часть аналитиков, правда, решительно возражают против такой трактовки. Они, вполне обосновано говорят, что это просто удачное тактическое решение, позволяющее в условиях Евро-QE рефинансировать дорогой кредит МВФ в более дешевые деньги открытого рынка.