Пятница, 22 ноября 2024 года

Снижение потребительской активности обостряет конкуренцию в российском ритейле

Сильные подвижки в изменении арендной стоимости и снижения покупательной способности и потребительской активности россиян существенно изменят структуру российской розничной торговли.

Роль торговых центров будет усиливаться, все прочие виды магазинов будут подвержены все более сильному давлению.

Поскольку стоимость аренды для общепита и ритейла, как правило, исчисляется с привязкой к доллару, то неизбежен процесс концентрации в местах высокой посещаемости – единственно дающей надежду устоять под напором повысившихся издержек.

Проблему усугубляет обстоятельство, что новых торговых центров появится немного, а старые уже вполне сильно «заполнены». В 2015 ожидаются и проблемы с финансированием текущего строительства, и отложение большинства проектов новых строек. Кроме того, традиционно самые дорогие центральные улицы городов испытают бегство магазинов наиболее имиджевых марок. При борьбе за выживание не до поддержания статусности. Часть мировых брендов, не желая мириться с такой ситуацией свернет бизнес полностью, прочие будут резать планы, сокращать персонал, ликвидировать наименее выгодные магазины, и, естественно, поднимать цены в условиях искусственно создаваемого монополизма.

Кроме прочего, представители ритейла будут стучаться в правительство, требуя пересмотра арендных ставок в долларах и перехода на рубли, либо их снижения. Причем, решительность настроя высока – ассоциации кинопроизводителей, рестораторов, отельеров, и примкнувших к них ритейлерами уже заявили, что будут бойкотировать высвобождающиеся в связи с арендными конфликтами площади, оставляя арендодателей с незаполненной площадью.  Другое предложение – законодательно закрепить арендную ставку по европейскому методу – в виде процента с оборота арендатора. Наконец, сами среднесрочные договора аренды – на три-пять лет предлагается также законодательно продлить на срок не менее 10 лет.

Впрочем, кто теряет, а кто и находит. Несмотря на суровые будни, в Россию продолжают приходить новые мировые бренды, не без оснований видя в кризисном рынке задел будущих сверхприбылей. Точно также, розничный бизнес под давлением кризиса видоизменяется, частью уходя в интернет-торговлю, частью в системы автоматической торговли. Большинство же идет по пути интегрирования покупок и досуга, концентрируясь в местах массового скопления, стимулируя их и пользуясь их плодами.