Израиль, США и Россия в начале июля провели серию секретных переговоров, на которых обсуждалось перемирие на юге Сирии и создание зон деэскалации на сирийско-израильской и сирийско-иорданской границах, сообщает издание со ссылкой на израильских чиновников и западных дипломатов.
Сообщается, что встречи состоялись в иорданской столице Аммане, а также в одной и европейских столиц до того, как стало известно о соглашении России и США по Сирии. На переговорах израильская сторона выступала против соглашения по зонам деэскалации, заявив, что Москва и Вашингтон не обращают должного внимание на необходимость выведения иранских сил из Сирии.
Источники издания, пожелавшие остаться неназванными, заявили, что ведущие дипломаты и представители сил безопасности из Израиля, России и США приняли участие в переговорах. От израильской стороны на встречах присутствовали представители министерства иностранных дел, министерства обороны, израильской внешней разведки «Моссад» и вооруженных сил страны. Американскую сторону представлял спецпосланник по Сирии, заместитель помощника госсекретаря Майкл Ратни, а также представитель президента США в коалиции против террористической группировки «Исламское государство»* Бретт Макгерк. Российскую делегацию возглавлял спецпосланник президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев.
Как пишет издание, в Аммане в один и тот же день прошли две встречи по перемирию в Сирии. В первой принимали участие представители Израиля, России и США, где Тель-Авив представил свою позицию Вашингтону и Москве. Вторая встреча проходила между Израилем, США и Иорданией, в ходе которой совпала точка зрения Тель-Авива и Аммана. Через несколько дней представители Израиля, США и РФ встретились в одной из европейских столиц. Как отметил источник издания, в этих переговорах, по сравнению со встречей в Иордании, принимали участие более высокопоставленные представители стран.
«Основным предметом переговоров послужило желание Израиля сохранить соглашение о прекращении огня на долгосрочной основе и определить степень будущего влияния Ирана в Сирии по окончании гражданской войны. Американцы и русские же были сфокусированы на другом: устранении ИГ [запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство»] и скорейшей стабилизации ситуации, — пишет газета. — Израиль выразил обеспокоенность тем, что Сирия может стать ракетной базой и потенциальной угрозой для него и Иордании из-за Ирана».
По данным газеты, с российской стороны на встречах присутствовал спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев, с американской — спецпредставитель президента США по вопросам взаимодействия с другими странами в борьбе с ИГ Бретт Макгурк и спецпосланник главы государства по Сирии Майкл Ратни. Израиль представляли чиновники из МИДа, «Моссада» (внешняя разведка) и минобороны. Отмечается, что на переговорах в Аммане присутствовали и представили Иордании, чья позиция совпала с израильской из-за страха перед угрозой со стороны Тегерана.
Сообщается, что все три раунда переговоров не обернулись успехом. 8 июля израильская сторона получила черновик соглашения, в котором в общих чертах говорилось о недопустимости присутствия любых вооруженных сил других стран в зонах деэскалации, но Иран и «Хезболлах» в этом контексте не упоминались. Не говорилось и о присутствии иранских сил в остальных частях Сирии. «Когда несколько дней спустя проект соглашения был отправлен в Израиль, Иерусалим был потрясен, обнаружив, что буква и дух документа противоречили практически всем позициям, которые Израиль представил американцам и русским», — утверждает газета.
Отмечается, что переговоры состоялись за несколько дней до 7 июля, когда после беседы президента США Дональда Трампа с Путиным на саммите стран «Большой двадцатки» в немецком Гамбурге, было о том, что достигнуто соглашение о прекращении огня в сирийском районе Дераа и Эль-Кунейтры.
Ранее, 4 мая, страны-гаранты прекращения огня в Сирии — Россия, Турция и Иран — подписали меморандум о создании четырех зон безопасности в Сирии. Они будут действовать в провинции Идлиб, на территориях Латакии, Алеппо и Хама; на севере провинции Хомс; в Восточной Гуте; на юге Сирии — провинциях Дераа и Кунейтра. Там будет запрещено применение оружия. Также туда доставят гуманитарную помощь.