С начала года вводятся ограничения на стоимость кредитов. В зависимости от вида и суммы кредитования вводятся процентные потолки, превышать которые банкам запрещается. Регулирование рынка кредитования, вероятно, предполагается вести двояко. По рассчитанным среднерыночным стоимостям, регулярно публикуемым Банком России устанавливается предел верхнего отклонения, не разрешающий увеличивать стоимость кредита более чем на треть. При этом, интересны две подробности
— запрет превышение распространяется на все расходы, связанные с кредитом, за исключением возможных штрафных санкций,
— запрет относится ко всем финансовым организациям без исключения, что ставит бизнес ростовщических контор, заполонивших российские города под благозвучным названием «микрофинансовых организаций» под некоторое сомнение. Чрезвычайно интересно, снизят ли они откровенно грабительские проценты или найдут какой-либо обходной путь.
По расчетам на основе данных 3 кв. 2014, с начала 2015 года, автокредит не может быть дороже 20,32% годовых на новый автомобиль, на подержанный — 31,215%.
Максимальная стоимость карточного кредита ограничена 34,616% POS-кредита — 54,939%, а нецелевых кредитов и кредитов рефинансирования — 46,795%. Цифры, даже взятые «по максимуму», выглядят устрашающе и предполагают гиперинфляцию или разорение заемщика. При этом, банки еще имеют нахальство жаловаться на проблемы «укладывания» в лимит.
Вторая идея регулирования, проведенная именно для карточных кредитов, связана с давлением на верхнюю границу с целью вынудить банки снизить стоимость. Так стоимость кредитов по зарплатным и прочим кредитным картам не разделили, как хотели банки, а взяли по уровню зарплатных, что существенно снизило стоимость.
Идея прямого регулирования стоимости кредитов для рыночной экономики является некоторым нонсенсом. Однако, в условиях крайней финансовой безграмотности и фактической неспособностью заемщиков оспаривать кабальные условия кредитования, такой шаг выглядит вполне актуальным и оправданным.