Быстрота роста или падения цен на нефть должна оцениваться и с точки зрения готовности нефтедобывающей промышленности следовать за ценами в механизме саморегуляции. Упрощенно это звучит так – рост цен стимулирует увеличение добычи и разработку проектов, увеличение предложения ведет к снижению цен, и как реакция, снижению добычи. Ситуация резко осложняется деятельностью спекулянтов и тем обстоятельством, что, в отличие от них, промышленность не обладает мгновенной реакцией. Неприятный для промышленности эффект «качелей» цен заключается в риске попасть «в противофазу»: наращенные мощности промышленности попадают на период низких цен, а, когда они взлетают – их не хватает для извлечения полной выгоды. Точнее, ее получает тот, кто может быстрее конкурентов ввести в строй дополнительные мощности и «снять сливки» с рынка.
В этом смысле, самая выгодная позиция у Саудовской Аравии. Высокая концентрация нефти в одном месте и наличие значительного количества нефтедобывающих мощностей, позволяет быстро наращивать или снижать добычу в любой момент. Влияние избыточных мощностей на рынок наиболее хорошо проявилось после окончания нефтяного эмбарго 1973 года. С тех пор и до 2008 года, предложение регулировалось квотами ОПЕК. Далее механизм регулирования начал явно сбоить. Сильный рост цен 2011-2014 г. был отмечен даже при задействовании резервных мощностей. Точно также, обвал 2014 года произошел при намерениях сокращения добычи, прерванном обстоятельствами сланцевой революции и санкциями против РФ, давших возможность картелю атаковать сразу обоих глобальных конкурентов.
При этом, более низкая себестоимость добычи и значительные государственные резервы не дают ни США ни, тем более России ни одного шанса. И, если в США доказана высочайшая способность к восстановлению добычи при первых признаках восстановления цен на нефть, то в России нет достаточного для форсированного роста добычи резерва мощностей. Т.о., вопрос – против кого на самом деле направлен обвал цен, вновь актуален.
Причем, если США «подыграют» саудитам, и еще сильнее «раскачают качели», то сомнения превратятся почти в уверенность. Тем более, что в текущей войне важны не намерения, а результат.