Российские сети неоднократно упрекались в обмане клиентов, торговле некачественной продукцией и т.п. Однако, все это происходило, так сказать, в рабочем порядке и в рамках единичных и рядовых скандалов.
Участившиеся скандалы, связанные с сетью «Магнит», заставляют думать о недобросовестной конкуренции или рейдерстве. Сначала, были рабочие скандалы, связанные с обсчетом, обвесом и отравлениями просроченными салатами. Их быстро забыли до момента, полностью выходящего из рамок приличия, скандала с задержанием блокадницы с тремя пачками масла. История, при всей возмутительности, определенно не стоила такой волны негодования, поднятой СМИ. В критике «отметились» все, кому ни лень, от журналистов и думских деятелей, до всевозможных частных лиц и организаций.
Не прошла мимо сети и прокурорская проверка, в ходе которой были замечания по необоснованному повышению цен. Вопросы возникли ко всем сетям, но досталось и «Магниту».
Теперь же, когда Роструд выдвинул к сети претензии к несоблюдению законодательства о труде, в частности на высокий уровень производственного травматизма, то все, вместе взятое, настораживает. С другой стороны, гибель за год 14 работников в результате 54 несчастных случаев – и правда, многовато для отрасли, не являющейся повышенной опасности. Так что, все же возможна и естественная реакция ведомства на резко ухудшившиеся показатели охраны труда.
С учетом текущего кризиса, торговля оказалась в достаточно сложном положении необходимости адаптации к импортозамещению, падению платежеспособного спроса и повышенной потребительской осторожности в условиях фактического замораживания кредитования домашних хозяйств. Поэтому, для сетевого бизнеса, помимо агрессивного повышения цен, вполне естественна экономия на охране труда, утилизации отходов и т.п.
Что поделать – конкуренция как фактор самоочищения работает все хуже, а проверки государства и его нажим – всего лишь дорога к пустым полкам.