Пятница, 22 ноября 2024 года

Рост ВВП не вернется к докризисным значениям

Такой пессимистический вывод делает отец-основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб. Все усилия Центробанков мира, направленные на решение задач роста, по его мнению, приводят к удручающим результатам. Миру, пора привыкать к тому, что стремительный рост экономик мира остается в прошлом. Было потрачено много энергии и умопомрачительное количество денег ради расширения экономики. Однако – все усилия привели лишь к анемичному восстановлению, не приведя к минимальным успехам в борьбе с неравенством и безработицей.

Наступила новая эра – посткризисного мира (многие не согласятся, потому что на горизонте явно сгущаются тучи нового кризиса. Для эры – короткого межкризисного периода — маловато).

Впрочем, Клаус Шваб нашел в текущем состоянии экономики и позитивные моменты. Прежде всего – он выражает уверенность, что рост, хотя будет и более медленным, но существенно более стабильным. Прежде всего, это связано с технологическими новшествами новой промышленной революции. Эффект от новой ожидается более сильным за счет стремительного распространения новых технологий в глобальной и высокоинтегрированной экосистемы. Правда не вполне понятно – почему стремительность роста не влияет на скорость роста ВВП. Казалось бы, наоборот, стремительность технологического перевооружения должна приносить скорость, а не стабильность, темпы перемен должны сказаться на темпах эффекта от их внедрения.

Очень интересным является заявление и о необходимости ускорения адаптации к переменам. Власти, бизнес и общество должны получить и развить навыки адаптации к быстро изменяющимся условиям. Придется пересматривать многое – от стандартов до привычек. Служба краткосрочной аренды авто Uber на глазах меняет пользование товарами и услугами. 3D-печать грозит перетасовать все цепочки поставок. И так далее – время, когда гиганты индустрии командовали миром могут пройти навсегда – в новом мире будут доминировать быстрые рыбы, а неповоротливые рыбы умрут.
Мир не только изменится, но и изменит людей – ожидается новая прибавка в продолжительности жизни.

Впрочем, решение одних проблем породит другие. Неумение или невозможность  получить новые знания и навыки, развить их, может отбросить массу людей на неконкурентоспособные позиции, что только обострит противоречия. И, как с этим бороться – пока не ясно совершенно, особенно если позиция правительства пассивна.