Принятые правительством меры воздействия на валютный рынок привели его в нерыночное состояние, но на войне все средства хороши. Можно только гадать, какой «справедливый» уровень должны показать курсы, чтобы правительство ослабило давление на владельцев валюты и отменило фактический запрет на спекулятивную игру.
В принципе, нахождение под серьезным внешним давлением принуждает государство защищаться и совершенно нерыночными способами, важно только время действия такой «чрезвычайщины» и пределы прочности участников еще недавно свободного рынка. Самый простой пример с экспортерами зерна, которые понесут в этом году убытки от запрета экспорта, нарушения контрактных условий (правда под воздействием непреодолимой силы) и потери своей доли рынка. Если начнется эпидемия банкротств, то восстанавливать структуру экспорта будет достаточно непросто. Гораздо разумнее ввести на зерно экспортные пошлины, сначала явно запретительного характера и снижать их до момента вхождения рынка в стадию управляемости.
Второе важное обстоятельство, влияющее на отклонение курса от разумного – цены на нефть. Пока они несколько стабилизировались около «шокового» уровня $60 и держатся на слухах о свертывании новых проектов в нефтедобыче. С другой стороны, цены «подпирает» все более усиливающийся доллар и заявления ОПЕК, что добыча не будет сокращена ни при каких условиях. ОПЕК заявляет, что переизбыток нефти – вина производителей, не входящих в картель. При этом, отечественные обозреватели привычно кивают на США, как-то забывая про то, что США производят нефть на внутренний рынок, а немалую долю мирового рынка у ОПЕК отобрала именно Россия.
Единственный, хотя и несколько сомнительный успех достигнут с перебалансировкой туризма с внешнего на внутренний. И, даже с внешним можно отметить еще, правда, более сомнительный успех разворота российских туристов от государств, проявивших враждебность к «нейтралам». Хотя, в этом заслуга почти исключительно слабого рубля и подобное лечение напоминает ампутацию топором.
Наконец, Китай поддержал Россию и словом, пообещав необходимую (правда крайне расплывчатую) помощь, и делом, увеличив закупки российской нефти в ущерб саудовской.