Падение рубля представляет проблему далеко не только для одной России и даже не для стран ее ближнего окружения. Потери в той или иной мере могут понести все, причем Европа явно недооценивает масштаб собственных потерь. Такое мнение высказал интервью газете Handelsblatt немецкий экономист Торстен Поллайт.
Особую его тревогу вызывает возможности корпоративного дефолта российских компаний. В этом случае, держатели российских облигаций в ЕС, США и остальном мире понесут существенные потери. Причем прямые потери могут оказаться сущей ерундой на фоне падения спроса на менее надежные облигации и резко увеличивающегося спроса на высококачественные. Инвесторы могут спровоцировать сильнейший кризис, где российский корпоративные (и даже суверенный, смотрящийся пока явно преднамеренным) дефолты покажутся сущим пустяком.
Но, даже если предположить, что все обойдется и к лопанию перераздутого долгового пузыря Россия вообще окажется никак не причастна, российский кризис уже увесисто бьет по европейским интересам. Девальвация рубля уже, без всяких предположений, привела к прекращению поставок автомобилей на российский рынок, то же самое касается одежды и, продовольствия. Российское продовольственное эмбарго уже можно отменять – цены на импортное продовольствие становятся запретительными.
В долговременность санкций теперь верят и политики и бизнес. Как следствие – построенные годами отношения рвутся, причем Китай уже однозначно и недвусмысленно заявил о намерении заменить собою уходящие из России европейские компании. Да, это обойдется россиянам дороже и есть вопросы по качеству замены. Но вот российский рынок Западу заменить будет нечем.
Самое занятное – что проблемы с качеством государственного управления в России признаются всеми, кому ни лень, даже самим правительством. Даже декларируются (и некоторые верят в) изменения в лучшую сторону. Но это не меняет сути проблемы – российское правительство, в теории можно заменить. Но, и в этом все уверены – только на более худшее. И – это является определенным гарантом продолжения его работы.