Посол России в Китае Андрей Денисов заявил о проводимых работах по расширению российского зернового экспорта в Китай. Предполагается, что объем поставок, будет увеличен до 30 млн. т. Отмечено активное взаимодействие российских и китайских компаний в этом направлении. При этом, молчанием обойден вопрос об ограничениях зернового экспорта, имеющих целью сбить растущие внутренние цены на хлеб. Зато много было сказано и про инвестиции китайского бизнеса в российское сельское хозяйство и про китайские проекты по выращиванию овощей на территории России.
Посол также отметил сохранение интереса китайский партнеров в строительстве ВСМ Москва – Пекин, причем как на российском, так и на казахском участках. При этом, опять же не вполне понятна позиция российской стороны относительно строительства первой части такой дороги – от Москвы до Казани. Неопределенность с вопросами строительства уже привела к жесткому заявлению ОАО «РЖД» о не предоставлении государственного финансирования проектирования как серьезной угрозе всему проекту.
На этом фоне, заявления замминистра иностранных дел Китая Чэн Гопина о успешном взаимодействии в деле технико-экономического обоснования проекта выглядит несколько непонятно. В любом случае, заявление главы РЖД Якунина четко обозначило «красную линию» для проекта – конец первого квартала.
Проекты ВСМ на значительных расстояниях выполняют скорее демонстративно-имиджевую функцию, поскольку конкурентоспособны с авиацией лишь на относительно коротких – до 1000 км расстояниях. Кроме того, важным вопросом является и их наполненность пассажиропотоком. То, что годится в чрезвычайно плотно заселенной Японии, Китае, или на относительно коротких европейских участках, достаточно сомнительно на колоссальных российских расстояниях. Следует учесть и относительную необеспеченность россиян, и недостаточный уровень технологической культуры. В России очень затруднительно будет достичь высокой степени локализации подвижного состава, например. Да что говорить про высокотехнологичный сектор, когда в сельском хозяйстве, без применения самых современных технологий, запредельно трудолюбивые китайцы оставляют российских производителей далеко позади.