Давление на Россию возрастает, но в политико-экономическом смысле единственный видимый результат – ее сближение с Китаем. Множественные рассуждения о неискренности российско-китайской дружбы и добрососедства не отменяют фактов все более тесного сотрудничества. Да, возможно оно более выгодно Китаю с финансовой точки зрения. Но и России, оказавшейся в сложном положении, Китай оказывает вполне реальную, все более весомую и труднонеоценимую помощь в прорыве экономической блокады. Длина и, образно говоря, глубина «китайских ворот» настолько велики, что серьезно обессмысливают санкции Запада.
Импорт российской нефти в Китай за 2014 год вырос на 36%, причем Китай параллельно провел сокращение импорта из Саудовской Аравии на 8% в прошлом году и из Венесуэлы на 11%. Рост же декабря 2014г. по импорту нефти составил 68%(!) относительно 2013 года.
Стоит отметить, что потенциальные возможности сотрудничества стран с такой большой общей границей колоссальны, но до поры охлаждения с Западом использовались в очень малой степени. Даже с точки зрения традиционных подходов к России как к производителю энергоносителей, а Китаю – как крупнейшего в мире их потребителя, взаимодействию долго мешали вопросы цены. Теперь, планы нефтегазовых поставок непрерывно увеличиваются, в т.ч. и прямо конкурирующего СПГ.
Более медленно, но и китайский неэнергетический бизнес осваивается в России. При этом, выжить китайцев западным компаниям в среднесрочной перспективе будет почти нереально. Что еще больше должно смущать Запад – так военно-техническое сотрудничество двух стран. Как бы выгоды его не были большими для Китая, именно он несет основную угрозу смены мирового порядка. Потому, если санкции не «сломают» Россию, то их европейские, да и американские коллеги – рискуют получить «на выходе» ошеломительно неприятные для себя результаты.