Компании, в стремлении пережить «черную полосу», вызванную обвалом цен на нефть, тотально экономят. Помимо отмены новых проектов и сокращения всего, что можно сократить, они бросили разведку новых месторождений. Согласно данным компании IHS, объемы разведки сократились в прошлом году (данные, правда, не учитывают работы на сланцевых и другие наземные месторождения в Северной Америке) на минимальные уровни за 20 последних лет. За весь 2014 год, было разведано 16 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. Этот показатель не только минимален за 20 предшествующих лет, но и демонстрирует снижение, происходящее 4-й год подряд. Если судить по этому показателю, то он худший (в смысле, самый долговременный) с 1950 года.
Сокращение разведки ухудшает ситуацию с перспективами добычи нефти. С учетом того, что от момента разведки до начала промышленной добыч, как правило, проходит несколько лет, то после 2020 года ожидается довольно сильное снижение добычи. Пока, при всей тревожности данных о разведке, число специализированных разведочных и оценочных скважин в мире за 2014 год упало всего на 1%. Однако, пока на рынке нет ни малейших признаков, стимулирующих компании к возобновлению программ разведки и оценки. Соответственно, объемы разведки в 2015 году продолжат падение, что станет по настоящему опасно.
Хотя сланцевая революция признана основным виновником падения цен на нефть, объемы имен сланцевой добычи относительно невелики и занимают порядка 5% общемировой. Соответственно, падение общих объемов добычи не сможет быть компенсировано сланцевыми проектами (хотя, исследователи, почему то выпускают из вида резервные мощности Саудовской Аравии). Кстати уж, если вообразить отмену санкций, то мощные сланцевые запасы есть и в России, также могущей при таких условиях, пусть не моментально, но нарастить добычу. Наконец, не учтен фактор новой технологической революции. Если мир пересядет на электромобили, падение спроса на нефть предопределено. Поэтому, о текущей ситуации, можно сказать неопределенно: возможно все.