8 июня глава государства Владимир Путин отправится в Астану на саммит ШОС, где к организации присоединятся Индия и Пакистан. Таким образом, на мировой арене снова появится большая «восьмерка».
Помимо лидеров России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, будут представлены страны-наблюдатели — Афганистан, Белоруссия, Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Приглашены руководители крупнейших международных организаций.
Основные темы саммита — шаги по совершенствованию деятельности организации, развитие сотрудничества по всем приоритетным направлениям, безопасность, контртерроризм, экономика и гуманитарные связи. Состоится традиционный обмен мнениями по острым региональным проблемам, прежде всего Афганистану и Ближнему Востоку, рассказал журналистам помощник российского лидера Юрий Ушаков.
«Лидеры могут обсудить и другие вопросы, но в принципе их все запланировано перенести на московский саммит», — сказал Ушаков, напомнив, что Си Цзиньпин посетит российскую столицу в начале июля.
Кроме того, Владимир Путин в рамках саммита ШОС встретится с премьер-министром П
акистана Навазом Шарифом. В рамках форума, который пройдет в столице Казахстана 8-9 июня, Пакистан будет принят в ряды государств — членов организации, уточнил помощник российского президента. В повестке встречи — взаимодействие в рамках ШОС, в частности сотрудничество в экономической сфере.
На саммите ШОС планируется подписание 11 документов, в их числе — заявление о совместной борьбе с терроризмом. Участниками форума, помимо государств-членов, наблюдателей и партнеров организации, станут руководители нескольких международных организаций, в том числе ООН и ОДКБ.
Председательство в организации в 2018 году перейдет от Казахстана к Китаю.
Вступление Индии и Пакистана в ШОС растянулось более чем на два года. Заявки были приняты в 2015 году, и с тех пор потенциальные члены организации подписали десятки документов, обязуясь соблюдать все принципы и правила, созданные организацией за 16 лет ее существования. Индия и Пакистан даже согласились с тем, что главными языками останутся русский и китайский, а английский будет использоваться в качестве вспомогательного. Взамен новички получат возможность координировать с шестеркой стран—основателей ШОС (Китаем, Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном) борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом — тремя проблемами, которые перед Дели и Исламабадом стоят едва ли не острее, чем перед остальными членами организации.
Опрошенные «Ъ» российские, китайские, индийские и пакистанские эксперты настаивают на том, что процесс встраивания новых членов в повестку ШОС легким не будет. Это видно уже по тому, как придется изменить содержание официальных документов. В распоряжении «Ъ» оказался проект Астанинской декларации лидеров стран—членов ШОС, принять которую планируется 9 июня. В следующем году, когда Индия и Пакистан получат право голоса, одобрить документ в нынешнем виде уже не удалось бы.
В проекте Астанинской декларации упоминается «шанхайский дух», под которым авторы документа подразумевают «взаимное доверие, равноправие, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию». Напомним, что решения в ШОС принимаются консенсусом. Однако теперь, после принятия Индии и Пакистана, достигать его станет гораздо сложнее. Делегации обеих стран уже заявили, что не планируют в Астане двусторонних контактов.