Новая ветка наземного метро, соединяющая радиальные железнодорожные направления, может появиться в Москве к концу 2018 — началу 2019 года; мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров представили этот проект президенту РФ Владимиру Путину в ходе рабочей встречи.
Глава государства проект поддержал и одобрил скорейшее начало его реализации.
«Просим поручение ваше, чтобы мы рассматривали этот проект как один из приоритетных в рамках московского транспортного узла», — сказал Собянин.
«Так и сделаем. Когда можно начать в этой части работу?» — поинтересовался глава государства.
Московский градоначальник сообщил, что первые два проекта по строительству сквозных железнодорожных диаметров наиболее эффективны и обеспечивают 30% от объема всего проекта по созданию от 5 до 15 таких линий.
«Мы придумали схему, которая бы соединила разрозненные куски этих дорог и связала сквозные диаметры. На примере Белорусского и Савеловского направлений можно увидеть, что по сути дела создается новая наземная ветка метро протяженностью около 50 км, которая будет перевозить 42 млн человек», — сказал С.Собянин в ходе встречи с главой государства.
Со своей стороны О.Белозеров отметил, что строительство подобных «диаметральных направлений» (наземного метро) даст возможность перевозить не только пассажиров внутри Москвы, но и совместить, в том числе, межрегиональные перевозки, подключить высокоскоростное движение». При этом глава РЖД подчеркнул, что в результате реализации данного проекта Москва станет хорошим авиационным хабом, поскольку время передвижения между аэропортами, как ожидается, не превысит одного часа.
Мэр Москвы сообщил, что реализация проекта, включая проектирование и капитальное строительство, рассчитана на пять лет.
«Хорошо, давайте начинать», — согласился В.Путин.
Ранее в интервью «Интерфаксу» глава управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев рассказывал, что Белорусский вокзал могут связать с другими железнодорожными узлами в городе.
«Белорусский вокзал — сквозной. В связи с этим мы планируем построить соединительную линию между вокзалами. Это позволит часть электричек Киевского направления направить на Белорусский вокзал. Поезда будут поворачивать перед путями МЦК и уходить на другой вокзал. Кроме того, мы планируется развивать связку Белорусского и Рижского вокзалов. Сегодня есть пути, соединяющие эти вокзалы, но их недостаточно для запуска пассажирского движения, поэтому будут строиться новые. При организации новых диаметральных маршрутов электричек транзитными могут стать Ленинградский, Курский, Белорусский, Савеловский и Рижский вокзалы», — отмечал эксперт.
Первая такая ветка — МЦД1 Лобня — Одинцово через Долгопрудный и Сколково протяженностью 50 км, соединяющая белорусское и савеловское направления. Вторая — МЦД2 Нахабино — Подольск на курско-рижском направлении.
«Жители Одинцово смогут в 2 раза быстрее добраться до Лобни, используя новый диаметральный маршрут. Если раньше на автомобиле путь занимал 2 часа, на общественном транспорте – 1 час 55 минут, то после реализации проекта – 1 час», — говорится в справке о проекте.
Пассажиропоток на новых ветках после их ввода оценивается в 43 млн и 49 млн пассажиров в год соответственно, что в 3,5 и 2,3 раза выше текущего. В презентации проекта капитальные работы на МЦД1 оценены в 8 млрд руб., на МЦД2 — в 12 млрд руб. Обычное метро Лобня — Одинцово потребовало бы 250 млрд руб., отметил Собянин на встрече с Путиным. «[Наземную ветку] можно сделать в течение года-полутора и, по сути дела, затратив минимальные ресурсы», — подчеркнул он.
Обслуживание первых двух веток будет вестись по стандартам Московского центрального кольца (МЦК). Новый современный подвижной состав будет ездить с интервалами около шести минут, говорится в справке.