Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе встречи в Сочи обсудят ситуацию в Сирии, включая политическое урегулирование и его перспективы. Об этом сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, передает корреспондент «Газеты.Ru».
«Президент полетит в Сочи, где состоится его общение с президентом Турции Эрдоганом. Главным образом на повестке дня – положение дел в Сирии», — сказал Песков.
Он отметил, что президенты обсудят вопросы функционирования зон деэскалации, продолжение процесса политического урегулирования и его перспективы.
Столь частые визиты глав государств в одну и ту же страну — редкое явление в дипломатической практике. Обычно, даже когда отношения и ситуация требуют частых встреч, стараются соблюдать баланс визитов (ты — мне, я — тебе). Зная характер Эрдогана и его трепетное отношение к вопросам престижа, можно не сомневаться, что если турецкий лидер регулярно ездит в Россию (а ведь кроме этого проходят и встречи на уровне министров иностранных дел), то это вызвано жизненными интересами Турции.
За возвращение на российский рынок пресловутых турецких помидоров, а российских туристов — на турецкие курорты Эрдоган тоже боролся, но требования протокола при этом соблюдались, за вопросами личного престижа турки следили внимательно. Сейчас же, хотя Кремль этого и не подчеркивает, встречи явно проходят по инициативе турецкой стороны, которой не в тягость, если надо, и в Сочи заглянуть на огонек.
Что же так тревожит Эрдогана? Двусторонние отношения выровнялись. Экономическое сотрудничество достаточно быстро восстанавливается, на Ближнем Востоке Турция, Иран и Россия успешно координируют свои действия уже не только в Сирии. Даже С-400 Москва Анкаре согласилась поставить. Можно ли желать большего?
Турция, как утверждает турецкое издание Hurriyet, начала сотрудничать с Россией в вопросах решения кризиса в Сирии после того, как Анкара не смогла убедить Вашингтон в необходимости отказаться от поддержки сирийских курдов. В конце мая Пентагон объявил о поставках оружия курдским отрядам «Силы народной самообороны» (СНС) для борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). По данным агентства Anadolu, за это время Соединенные Штаты отправили для СНС более 1,4 тыс. грузовиков с различным вооружением и не менее 30 единиц военной техники.
Турецкие официальные лица неоднократно передавали американской стороне свои опасения по поводу поставок вооружения курдам, а 17 июля совет национальной безопасности Турции выступил с заявлением о том, что предназначенное для СНС и курдской партии «Демократический союз» (ДС) американское оружие было конфисковано у боевиков Рабочей партии Курдистана. В Анкаре считают, что сотрудничество Вашингтона с сирийскими курдами в борьбе с ИГ является лишь предлогом, а попавшее в руки курдов оружие впоследствии может быть направлено против Турции.
После поездки в Азербайджан 2 ноября президент Турции заявил, что Анкара рассчитывает на сотрудничество с Москвой не только в Идлибе, но и в сирийском кантоне Африн. По словам Эрдогана, «Африн для Турции является очень важным районом, потому что из него постоянно поступает угроза для национальной безопасности республики». Однако турецкий лидер не рассказал о том, на какое именно сотрудничество рассчитывает.
Ранее в этом году экс-министр обороны Турции Фикри Ышык, а также Ибрагим Калын сообщали, что «в случае необходимости Турция может провести операцию против курдов из СНС и ДС на севере арабской республики». Кроме того, ВС Турции на протяжении нескольких месяцев перебрасывают тяжелую военную технику и военнослужащих к границе с Сирией.
Между тем, 17 октября газета Milliyet сообщила, что Турция не только устанавливает наблюдательные посты в сирийском Идлибе, но и разворачивает в регионе военные базы. Всего на территории Сирии Анкара собирается разместить не менее трех баз, причем первая уже готова и находится в районе Шейх Баракята, между провинциями Алеппо и Идлиб. Она будет использоваться для наблюдения за действиями курдских подразделений со стороны кантона Африн.
Как отмечает Hurriyet, не исключено, что на предстоящей встрече в Сочи Эрдоган намерен согласовать с Путиным детали проведения военной операции на севере Сирии. По данным издания, Турция, после проведения операции «Щит Евфрата», в ходе которой под контроль так называемой «Сирийской свободной армии» была передана созданная де-факто зона безопасности в приграничном регионе между сирийскими городами Аазаз и Джараблус, хочет также расширить свое военное присутствие если не в самом Африне, то хотя бы еще в населенном пункте Телль-Рифъат на севере Сирии.