Засилье некачественной, поддельной и непроверенной лекарственной продукции признается проблемой, с которое не может пока справиться аппарат контрольно-проверяющих и надзорных органов. Часть продукции представляет угрозу здоровью и жизни россиян и тут пока также мало сдвигов в лучшую сторону. Неоднократно выявлялись факты госзакупок фальсифицированных лекарств. При этом, всего лишь в одном из таких случаев возбуждено уголовное дело.
Проблемы с контрафактными лекарствами наглядно демонстрирует негодность устаревших российских методологий контроля. Признанная рыночной, экономика РФ не является таковой, соответственно в ней не действуют общераспространенные механизмы самоочищения бизнеса через репутацию и конкуренцию.
Не вполне эффективно сочетается текущее государственное управление и с импортозависимостью рынка лекарственных средств. В частности Федеральная служба по наркоконтролю (ФСКН) неоднократно выражала беспокойство по поводу сильной зависимости российского рынка от дорогих импортных обезболивающих лекарств. Собственно, малость или отсутствие более дешевых российских аналогов – давно признаваемая, но никак не решаемая проблема.
Казалось бы поразительным – но ФСКН предлагает упростить учет наркотических препаратов в аптечных пунктах и принудить аптечные сети иметь минимум одну аптеку на город, где населению предлагался бы законный оборот наркотиков. Предложение живо напоминает анекдот про «Боржоми» и проблему с потерянными почками. Аптечный рынок был зарегулирован до полного разрушения и поглощения импортными лекарствами.
Теперь, регуляторы предлагают переиграть все по новому. Будет ли толк – сомнительно. Потому как, возможно, проблема не только в государственном методе регулирования, но и как говорил товарищ Джугашвили – во вполне конкретных именах и фамилиях.