Передача функций по регулированию в сфере госзакупок из ведения Минэкономразвития в Минфин — правильное и логичное решение, уверены эксперты и представители бизнес-ассоциаций. По их мнению, это может упростить процесс контроля и помочь экономить бюджетные деньги.
Минэкономразвития рассчитывает, что функции по контролю за госзакупками, в том числе с помощью Единой информационной системы (ЕИС), перейдут Минфину уже до конца марта, сообщил ТАСС заместитель министра экономического развития Евгений Елин. Комментарий Минфина на данный момент получить не удалось.
В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала идею наделить Минфин полномочиями по контролю за системой госзакупок, так как считает бюджетный процесс и процедуру госзакупок «единым сквозным бюджетным процессом».
Как сообщала ранее газета , министр открытого правительства Михаил Абызов в письме первому зампреду правительства Игорю Шувалову предложил сделать Минфин единственным министерством, отвечающим за регулирование закупок государства и госкомпаний. В госзакупках тратятся деньги бюджета, а значит, регулировать их надо Минфину и, следуя принципу одного окна, ему же отдать регулирование закупок госкомпаний, говорилось в письме Абызова.
»Это, несомненно, правильный шаг. Казначейство дает финансирование на эти электронные закупки, а значит, передача полного контроля, в том числе и по отслеживанию полной работы системы госзакупок, — это шаг, нацеленный на экономию государственных средств и целевое использование денег со стороны госзаказчиков», — сказал ТАСС глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин.
По его мнению, Минфину по силам создать такую же единую систему финансирования и размещения госзаказа в качестве одного «оператора», как и ранее ФНС, которой передали контроль за оплатой страховых взносов.
«Ситуация, когда одним делом занимаются двое — чудовищна. Идеология должна быть сосредоточена в одном месте, технология в одном, возможно, в том же самом. Если решили сосредоточить функции в одном ведомстве — это правильное решение», — сказал генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Яков Геллер.
Впрочем, представители площадок для закупок не видят особых выгод от смены регулятора. «Сложная и длительная процедура передачи полномочий может затормозить процесс развития этого направления в ближайшей перспективе», — подчеркнул заместитель генерального директора по правовым вопросам электронной торговой площадки B2B-Center Денис Патрунин.
Принципиальной разницы в том, какое ведомство должно заниматься регулированием контрактной системы, нет, считает он. «Особенно, если вся команда экспертов профильного департамента Минэкономразвития перейдет в Министерство финансов», — добавил Патрунин.
Однако, уверен глава Торгово-промышленной палаты, переход функций из одного ведомства в другое — чисто техническое решение. Сейчас финансирование госзакупок идет через Казначейство, при этом Единую информационную систему ведет другое министерство, указывает Катырин. По его мнению, это вызывает «недочеты в работе, вполне логично, чтобы все было в одних руках».
«Минфин в данном случае — хороший регулятор, так что это скорее технический момент. Минэкономразвития создало правила, но контролировать не может, так как возможностей для контроля у него мало», — соглашается президент общественной организации по поддержке малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.
Он добавил, что у Минфина есть все возможности, чтобы анализировать и контролировать задолженность госкорпораций перед своими заказчиками, особенно это касается ГУПов и МУПов. «С точки зрения оздоровления расчетов — это хороший сигнал», — уверен он.
В свою очередь глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает, что не так важно, кто выступит регулятором госзакупок, лишь бы он мог «обеспечить реальные госзакупки на конкретной основе». Однако он усомнился, что данная рокировка пройдет просто.
«Чтобы передать контроль другому ведомству, нужно доказать, что нынешний контролер неэффективен. Захочет ли Минэкономразвития признавать неэффективность своей работы по контролю за госзакупками? Не думаю», — подчеркнул Шохин.
Впрочем, бизнес рассчитывает, что смена регулятора сможет улучшить условия работы с госзаказом.
«Мы ожидаем позитивных изменений. Система госзакупок сейчас является большой проблемой: на площадках размещаются завышенные требования от заказчиков, во многих тендерах присутствует аффилированность, а самое болезненное — это растянутые планы по закупкам у крупных госзаказчиков на год, которые потом не совпадают с реальными цифрами по итогам года», — рассказал ТАСС Калинин.
«У Минфина на базе Казначейства есть хорошая инфраструктура, это было бы крайне удобно. Было бы здорово, если Минфин предоставит для бизнеса такого же качества систему, как для госорганов», — прокомментировал руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров.
Он добавил, что к основным нарушениям на площадках госзакупок можно отнести хакерские атаки и проблемы с интеграцией.
«Говоря о нарушениях, 44-ФЗ позволяет легализовать договоренности. Это называется «заточки», при помощи которых заказчики могут создавать нужный результат и обеспечивают постановочную конкуренцию. Однако стоит отметить, что благодаря Минэкономразвития, благодаря команде Елина и Чемерисова (директор департамента развития контрактной системы Максим Чемерисов — прим. ред.) в федеральный закон внесены 30 пакетов поправок, которые адаптировали закон к реалиям нормальной жизни», — подчеркнул Геллер. По его мнению, передача регулирования одному ведомству позволит сосредоточить внимание на сокращении так называемых заточек.
В конце декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству «определить единый федеральный орган исполнительной власти, ответственный за функционирование Единой информационной системы в сфере госзакупок, а также создать при таком органе (с участием ОНФ) общественную экспертную комиссию по мониторингу функционирования Единой информационной системы».
С января текущего года перевод конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму стал обязательным для всех заказчиков. До 1 января 2017 года ЕИС выполняла исключительно технические функции: формирование, обработка, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы, а также использование электронной подписи для подписания документов, подачи заявок и открытия доступа к таким заявкам. Теперь же ЕИС также осуществляет контроль за соответствием различной информации, в частности, об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступил в силу запрет осуществлять закупки, не включенные в планы-графики. До этого положение Бюджетного кодекса устанавливало необходимость заключать госконтракты в соответствии с планом-графиком.