Сентябрьские прогнозы ФРС и реалии декабря 2014 существенно разошлись. С тех пор, цены на нефть упали более чем на 30%, произошло укрепление доллара к основным валютам более чем на 5%. За это же время улучшились показатели по рынку труда.
Однако, падение цен оказывает не только положительное влияние на экономику. Темпы инфляции оказались под давлением и перед ФРС стоит задача выбора – сосредоточится на инфляции – тогда повышение ставок придется отложить. Или же, наоборот, сосредоточение на укреплении экономики требует повышения ставок даже быстрее и сильнее, чем по ранее запланированному сценарию. Хотя, эта интрига только кажущаяся. Для ФРС самым важным обстоятельством является демонстрация управляемости ситуации, тем более, что отклонения от плана несут в себе практически равные риски, а выполнение плана строго по графику показывает уверенность регулятора. Т.о. практически нет сомнений, что ставка будет повышена в середине 2015 г.
Это будет означать рост доллара, тем более сильный, что дефляция в Еврозоне уже взяла ЕЦБ «за горло» и количественное смягчение на европейский лад выглядит единственным из возможных решений. При этом, ужесточение политики ФРС еще более усилит этот рост, что будет серьезно угрожать американскому экспорту.
При этом, возникшие надежды, что дешевая нефть приведет к экономическому всплеску по аналогии с 90 годами являются чрезмерно оптимистическими. Падение цен на нефть практически неизбежно повлечет сокращение массово созданных под сланцевые проекты рабочих мест, а стоимость и так скрыть и открыть субсидируемого топлива не настолько высока, чтобы оказать чрезвычайно значительный эффект на потребление. Кроме долларового риска, под несомненным ударом оказывается и экспорт газа и нефти. О нем много говорилось, но, вероятно все словами и ограничится.
Наконец, и крайне странно, что об этом молчат, под ударом оказался и сам доллар, которого в связи с падением цен на нефть стало потребно намного меньше, что снижает доходы от конвертации валют. Уменьшается и мировой товарооборот в расчете не «физики» поставок товаров, а его оцененной стоимости. И силу этого «статистического удара» еще предстоит оценить.