Государственный визит президента Путина в Турцию знаменует вторую часть «восточного разворота» российской политики и экономики.
Сближение позиций Турции России и Турции тем интереснее, что отношения государств на протяжении большинства их многовековой истории были скорее враждебными, нежели дружественными. Однако, общие интересы на Ближнем Востоке, общая обида на ЕС, предлагающая обеим странам неравноправное сотрудничество и не горящий желанием видеть их даже ассоциированными членами толкают страны в объятья друг друга.
И, если турецкую сторону в данном вопросе двигает желание получить разнообразные выгоды, то российскую толкает острая нужда.
Турция является вторым, после Германии покупателем российского газа. Переориентация газового потока выводит ее на первые роли. Впрочем, в этом почти нет сомнений, что значительная часть газа будет перепродаваться в ту же Европу. Т.о., сделка более выгодна Турции, чем России. Вторая часть выгоды, хотя она смотрится более обоснованной, в скидке на газ взамен неприятия санкций и оптовый объем закупок.
Страны также планируют расширение товарооборота, хотя присутствует так же незатейливая схема – ресурсы вместо товаров и услуг. Немногочисленными, хотя, правда, приятными исключениями является взаимодействие в сфере строительства АЭС — строительство атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турции при активном участии российских специалистов и технологий. Вторым успешным примером является запуски турецких спутников российскими ракетами.
Есть и примеры серьезнейших разногласий, как по поводу поддержки сирийского режима, так и по вопросам участия России в украинском кризисе, присоединению Крыма и падению малазийского Боинга. Тем не менее, эти разногласия не привели к уменьшению сотрудничества, которое принципиально возможно даже в военной области.
Впрочем, как показывает пример Китая, России чрезмерно обольщаться «турецким прорывом» явно не стоит, а стоит ждать конкретных результатов и больше опираться на собственные силы.