Пятница, 22 ноября 2024 года

Неосторожность в словах дорогого стоит, что и доказал президент Белоруссии

Вполне рядовое выступление белорусского президента стоило долговому рынку Белоруссии серьезных потерь.

Выступление Лукашенко по началу не предвещало сюрпризов, как вдруг было сказано о возможной реструктуризации долга, возможной финансовой помощи России и крайне сложной ситуации. В результате мгновенно возникшей паники, в течение нескольких минут, доходности облигаций Белоруссии с погашением в 2018 году взлетели с 12% до 25%.

Через пару часов, уже после обвала долгового рынка, в новом выступлении, слова о реструктуризации были прояснены. Президент оговорился, речь шла не о реструктуризации долговых обязательств, а всего лишь об их рефинансировании. Все платы по долгам предусмотрены в бюджете ($4 млрд.), страна находится не в преддефолтном, ни в дефолтном состоянии и все опасения держателей облигаций напрасны. К сожалению, «птичка уже вылетела» и на высказанные первым лицом страны рынок мгновенно «наложил» высказывание очередного очень авторитетного специалиста, тут же отметившего, что вероятность  реструктуризации облигаций достаточно высока, поскольку как бы ни обусловлена будущей помощи от России. При таком фоне, нечего удивляться, что рынок отреагировал так бурно. Но, после второго заявления Лукашенко, сразу несколько источников в западной прессе отметили, что  Белоруссии «есть средства для оплаты своих долгов в полном объеме».

Происшествие показывает как опасность оговорок, сделанных первыми лицами в публичных выступлениях, так и готовность рынка к немедленной плохой реакции. Т.е., по большому счету, все кредитные рейтинги, все реальные ресурсы и воля для выплат – воспринимаются рынком с недоверием. И, это при том, что в настоящее время ситуация в мировой экономике не является чрезмерно напряженной.